Главная/ Официальная хроника/ (страница 80)/ |
В 2003 году Госстрой России продолжил работу по реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Главными целями ее являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилья и коммунальных услуг.
1. Нормативно-правовое обеспечение
План мероприятий по совершенствованию нормативно-правового обеспечения подпрограммы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса включает подготовку ряда законопроектов по финансовому оздоровлению организаций ЖКХ, созданию системы эффективного тарифного регулирования деятельности локальных естественных монополий, ликвидации института хозяйственного ведения в жилищно-коммунальной сфере, введению механизма государственно-частного партнерства в ЖКХ путем заключения концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами, совершенствованию правовых и имущественных отношений в кондоминиумах.
На утверждении в Правительстве Российской Федерации находятся проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении порядка и условий оплаты жилья и коммунальных услуг, положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
На согласовании в федеральных органах исполнительной власти находятся проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении правил содержания и ремонта жилищного фонда, стандартов качества содержания и ремонта жилья, объема оказания коммунальных услуг и методики перерасчета оплаты жилищно-коммунальных услуг при оказании их в объеме меньше утвержденного или ненадлежащего качества.
Принятие вышеназванных документов позволит создать необходимую нормативно-правовую базу по дальнейшему проведению преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, повышению устойчивости функционирования этой сферы, улучшению качества предоставляемых услуг.
Во исполнение решений заседаний Правительственной комиссии по жилищной политике разработаны концепции проектов федеральных законов «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального хозяйства», «Об общих принципах тарифного регулирования коммунальных организаций», «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания», «Об особенностях регулирования оборота имущества в сфере коммунального хозяйства», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле».
2. Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры
В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой самую крупную отрасль в непроизводственной сфере, в которой трудится более 4,2 млн. человек на более чем 9,5 тыс. государственных муниципальных предприятиях и около 52 тысяч организаций других форм собственности (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д.).
На долю жилищно-коммунального комплекса приходится около 1/3 всех основных фондов Российской Федерации. При надлежащем уходе и своевременном ремонте они могли бы обеспечить комфортное проживание населения в поселениях. Фактически этого, на протяжении уже многих десятилетий, не происходит.
Основной причиной критического состояния основных фондов жилищно-коммунального хозяйства является отсутствие заботы о них, как со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, так и государства. В результате, наблюдается их преждевременное разрушение. Модернизация, реконструкция и ремонт сооружений своевременно не проводится.
В целях уточнения реального положения физического износа основных фондов в Российской Федерации Госстроем России была проанализирована предварительная информация об износе основных фондов ЖКХ.
Так, в целом по России, физический износ котельных составляет 54,5%, коммунальных сетей водопровода 65,3%, канализации -у 62,5%, тепловых -62,8% и электрических 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,08%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,86% и канализации 56,2%, трансформаторных подстанций 56,96%.
Это обусловлено высоким дефицитом финансовых средств бюджетов всех уровней на строительство, реконструкцию и восстановление инженерных систем.
Из общего количества аварий на сетях 53% происходят по причинам их ветхости. Возрастают показатели утечек и неучтенного расхода воды в системах водоснабжения. Так, в настоящее время в среднем по России они составляют 16,1 % (3357,7 млн.куб.м воды), а в ряде регионов данные показатели превышают 30% (Псковская область, Республика Северная Осетия-Алания, Курганская область, Кабардино-Балкарская Республика, Томская область и др.).
Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений может привести к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых значительно превысит затраты на их предотвращение.
3. Состояние жилищного фонда
Жилищный фонд Российской Федерации составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны и насчитывает 2,85 млрд. кв. метров общей площади, в том числе: муниципальный жилищный фонд - 642,5 млн. кв. м или 22,5 %, государственный - 199,2 млн. кв. м или 7,0 %, частный - 1980,0 млн. кв. м или 69,4%, общественный - 1,5 млн. кв. м или 0,1 %, смешанной формы собственности-29,6 млн. кв. м или 1,0%.
В результате процесса передачи ведомственного (государственного) жилищного фонда в муниципальную собственность доля государственного (ведомственного) жилищного фонда сократилась с 898,0 млн. кв. метров в 1992 году до 199,2 млн. кв. метров в настоящее время и составила 7,0% всего жилищного фонда страны.
Более 300 млн. кв. метров (11% всего жилищного фонда) нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения; 250 млн. кв. метров (9%) в реконструкции. Около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В целом в России в неблагоустроенных квартирах проживает около 40 млн. человек.
В 2003 году отремонтировано муниципального и государственного жилищного фонда лишь 4,8 млн. кв. м или 0,5% при ежегодном нормативе 4-5 процентов, или 104,3% к объемам прошлого года.
4. Финансово-экономическое состояние предприятий жилищно-коммунального комплекса
По оценке итогов работы в 2003 году доходы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса возросли на 18,2% по сравнению с 2002 годом и достигли 805,7 млрд. руб. Расходы предприятий отрасли, связанные с производством жилищно-коммунальных услуг, увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,3% и составили 877,1 млрд. руб., при этом темп роста затрат снизился на 0,4%. Убытки, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в условиях роста платежей населения уменьшились на 16,9% по сравнению с предыдущим годом и составили 71,4 млрд. руб.
В 2003 году Госкомитет впервые в России провел работу по инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ. Как показал анализ результатов инвентаризации задолженности предприятий отрасли по состоянию на 1 января 2003 года, проведенной субъектами Российской Федерации в соответствии с приказом Госстроя России от 21.04.03 № 142, финансовые потери и снижение темпа роста доходов обусловлены так называемыми «выпадающими доходами»: это затраты по предоставлению льгот отдельным категориям граждан - 15,18 млрд. руб., недоплаты за потребленные коммунальные услуги организациями бюджетной сферы всех уровней - 22 млрд. руб. на возмещение субсидий населению 3,14 млрд. руб., недофинансирование дотаций на возмещение разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами для населения - 17,20 млрд. руб. По указанным причинам организации отрасли недобирают до 79 млрд. руб. Недостаточное и неполное финансирование предприятий ЖКХ является основной причиной роста непокрытого долга перед кредиторами: задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам по данным инвентаризации составила 88,8 млрд. руб., перед организациями энергетического комплекса - 60,0 млрд. руб. или 35,5% от общей задолженности поставщикам и подрядчикам.
По сравнению с уровнем 2002 г. в целом по России снизилась задолженность по заработной плате работникам предприятий ЖКХ на 8,2 % и составила 4,1 млрд. руб. Сумма просроченной задолженности сложилась из-за недофинансирования предприятий из территориальных бюджетов и отсутствия у предприятий собственных средств. В целом по Российской Федерации эти показатели составляют, соответственно, 34,7% и 65,3% от общей суммы задолженности.
Бюджетам регионов из федерального бюджета оказывалась дополнительная финансовая помощь, предназначенная для финансирования неотложных жилищно-коммунальных расходов субъектов Российской Федерации на подготовку к осенне-зимнему периоду 2003/04 года:
беспроцентные бюджетные ссуды на сумму 5,5 млрд. руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.03 № 430);
дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления на сумму 5,3 млрд. руб.
Вопросы о нестабильном финансово-экономическом состоянии предприятий жилищно-коммунального комплекса рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по жилищной политике и Межведомственной комиссии по вопросам реализации ФЦП «Жилище»; по проблеме реструктуризации неплатежей были проведены: выездное заседание коллегии Госстроя России в г. Чебоксары; совещания в гг. Москве, Волгограде, Челябинске и Хабаровске с участием представителей от 7 федеральных округов и всех субъектов Российской Федерации.
5. Исполнение федеральных стандартов
Региональный стандарт уровня платежей граждан в среднем по России достиг 81,7 % и по сравнению с началом 2002 года увеличился на 10,7 %. В настоящее время уже в 51 субъектах Российской Федерации уровень оплаты установлен в размере 90 %, в 20 регионах установленный стандарт - 80-85 %. В то же время в большинстве субъектов Федерации среднесложившийся уровень оплаты с учетом принятых на местах решений ниже установленных региональных стандартов. В результате среднесложившийся по Российской Федерации стандарт уровня оплаты гражданами услуг в настоящее время составляет 75,3 %.
Объем предоставленных услуг населению по прогнозным данным за 2003 год составил 598 млрд. руб. и увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2002 годом. Население покрыло порядка 330,0 млрд. руб. расходов отрасли, или 55,2 % по сравнению со 270,3 млрд. руб. в предыдущем году. Бюджетные ассигнования на покрытие расходов выделены в размере 209,2 млрд. руб., или 35,0 % при 182,7 млрд. руб. (35,7 %) в 2002 году. Таким образом, объем недофинансирования составил 58,8 млрд. руб., или 9,8 %, в то время как в 2002 году аналогичные показатели составляли 59,0 млрд. руб., или 11,5%.
На сегодня остается открытым вопрос полного покрытия затрат на производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг населению за счет всех источников финансирования. Принятие бюджетов всех уровней в отрыве от устанавливаемых цен (тарифов) ведет к значительному выпадению доходов отрасли и, как следствие, к убыточному функционированию предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.
Что касается дисциплины платежей граждан, то необходимо отметить положительную динамику. Средняя собираемость платежей населения от предъявленных к оплате сумм за предоставляемые ЖКУ по Российской Федерации составила на конец прошедшего года 91 %. За аналогичный период 2002 года фактический сбор не превысил 89 %.
В целях совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, а также определения размера финансовой помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, Госстроем России ежегодно разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг».
В соответствии с совершенствованием системы тарифного регулирования, недопущения бесконтрольного роста тарифов инфраструктурных монополий Госстроем России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об основах ценообразования в сфере жилищно-коммунального комплекса», который в настоящее время находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации.
6. Социальная защита населения
Совершенствование механизма социальной защиты населения является приоритетной задачей при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Действующая система социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг представляет собой сочетание многочисленных льгот, предоставляемых без проверки нуждаемости граждан, и адресной помощи низко доходным семьям в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
По оперативным данным в 2003 году 14,9 процентов семей, проживающих в Российской Федерации, воспользовались правом получения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В 2002 году этим правом воспользовалось 11,4% семей.
Увеличение количества граждан, обратившихся за субсидией, связано в первую очередь с поэтапным увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также ростом цен на энергоносители.
Малоимущим гражданам, обратившимся в центры по начислению субсидий, в 2003 года было предоставлено субсидий на сумму порядка 30 млрд. рублей.
Принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» внес серьезные изменения в принципы расчета субсидий, устанавливая практически для каждой семьи, имеющей доходы ниже прожиточного минимума, индивидуальную максимально допустимую долю собственных расходов на оплату ЖКУ, зависящую напрямую от среднедушевого дохода семьи.
Переход к предоставлению адресной социальной поддержки на персонифицированные социальные счета - это шаг к прозрачности бюджетных расходов и повышению эффективности управления муниципальными финансами. В то же время новая система не имеет целью сокращение бюджетных расходов на социальные программы для населения, и на программу жилищных субсидий, в частности. Потребность в средствах на жилищные субсидии при новой системе не уменьшается, поскольку она зависит от установленных в муниципальном образовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, действующего порядка предоставления субсидий и доходов населения.
Главной практической задачей оказалось обеспечение своевременного и полного перечисления средств жилищных субсидий на социальные счета граждан.
Основная идея эксперимента состоит в переводе потоков бюджетной помощи от предприятий жилищно-коммунального хозяйства к населению. В этой связи одним из условий успешной реализации эксперимента по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан является своевременное и полное финансирование расходов на программу субсидий.
В ходе эксперимента перед органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления возникла необходимость осознания того, что предоставляемая гражданам денежная помощь должна регулярно и вовремя доходить до каждого получателя.
По имеющимся данным о ходе эксперимента, в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Нижегородской области задолженностей бюджета перед гражданами при перечислении средств жилищных субсидий на социальные счета не было.
7. Демонополизация отрасли
В России продолжается реализация процессов демонополизации отрасли ККХ. В среднем около 16-25% коммунальных предприятий водо-, тепло-, электроснабжения имеют частную или смешанную форму собственности акционировались, приватизировались, выкуплены). В теплоснабжении их насчитывается почти 30%, предприятия совместной формы собственности с участием иностранного капитала составляют около 1%, 13% тепловых сетей и тепло источников принадлежит частным компаниям. Более четверти отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собственности. В городском электро- и водоснабжении эти показатели составляют соответственно 37% и 17%.
Меры, принимаемые Правительством Российской Федерации и проводимая Госстроем России работа по реализации первого этапа подпрограммы открыли дорогу частному бизнесу в коммунальной (ресурсоснабжающей) сфере деятельности ЖКХ.
Доля частных предприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания в среднем по России составляет 17,3% от общего числа предприятий, оказывающих услуги в этой сфере.
В ряде регионов в последнее время, особенно в 2003 году, активизировалась деятельность управляющих компаний, причем некоторые из них инвестируют средства в предприятия ЖКХ. Начиная с 2001 года образуются предприятия Газэнерго как подразделения ООО «Межрегионгаз» в области теплоснабжения. Они эксплуатируют муниципальные котельные и соответствующие тепловые сети, рассматривая этот процесс как более глубокую переработку своей же продукции - газа. Для них это оправдано, т.к. даже в условиях недостаточных платежей более глубокая переработка сырья, в данном случае газа, приносит дополнительные финансовые ресурсы, которые являются источником для инвестиций. Оптимизация схем теплоснабжения, .внедрение элементарного энергосбережения, повышение КПД, улучшение теплоизоляции позволяет добиваться приемлемых результатов.
Особое место в реформе управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса России занимает ОАО «Российские коммунальные системы», образовавшее дочерние акционерные общества в ряде регионов Российской Федерации.
РАО «ЕЭС России», являющееся одним из основных учредителей ОАО РКС, заключило соглашения с администрациями более 20 регионов о необходимости передачи под управление ОАО «РКС» основных предприятий жилищно-коммунального хозяйства регионов. Имелись в виду электро- и теплоснабжающие предприятия, водоканалы и ряд других. Основным мотивом подписания соглашения была «необходимость вывода жилищно-коммунального комплекса регионов из кризиса».
Региональные подразделения ОАО «РКС» заключили или планируют заключить договоры аренды имущества предприятий ЖКХ, в основном коммунальной энергетики, в ряде городов, планировался детальный анализ технического состояния инженерной инфраструктуры, оценка финансово-экономической ситуации в жилищно-коммунальном комплексе регионов, планирование тарифной политики в регионе, вложение серьезных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
Процессы демонополизации получили развитие и в жилищной сфере. Это прежде всего связано с эффективным управлением объектами жилой недвижимости, которое определяется оптимальным разделением функций управления и хозяйствования путем создания служб заказчика и управляющих компаний
8. Задачи на 2004 год
В соответствии с приказом Госстроя России от 19.01.2004 № 18 «О плане законопроектной деятельности Госстроя России на 2004 год» в сфере жилищно- коммунального хозяйства предусматривается разработка следующих законопроектов:
- «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ»;
- «Об особенностях регулирования оборота имущества в сфере коммунального хозяйства»;
- «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания»;
- «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»;
- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О товариществах собственников жилья»;
- «Об общих принципах тарифного регулирования коммунальных организаций»;
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле».
После принятия Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается разработка и утверждение типовых договоров найма и технического обслуживания с собственниками жилых помещений на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, порядка создания и деятельности организации, управляющей жилищным фондом, правил пользования жилыми помещениями.
Потенциально жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых привлекательных отраслей экономики, т.к. имеют гарантированный рынок сбыта. Если в жилищном секторе в настоящее время возможно развитие конкурентных отношений, возможно развитие рынка, то в секторе коммунальной инфраструктуры это пока затруднительно в связи с их монополистической деятельностью.
Одним из важнейших вопросов при привлечении частного капитала в коммунальный сектор экономики становится вопрос по оптимальному разделению рисков и передача части рисков бизнесу.
Проекты привлечения инвестиций в коммунальный сектор всегда заключают в себе высокий уровень рисков по причине вовлечения крупных финансовых ресурсов, неопределенности в отношении затрат на строительство и эксплуатацию и неопределенности доходов.
На сегодняшний день, учитывая очень высокий износ инженерной инфраструктуры, согласно данным статистики и, как сказано выше, отсутствие инвентаризации и учета, а также определение истинного износа основных фондов, риски еще более возрастают. Схема привлечения бизнеса основывается на сбалансированном распределении выявленных рисков и позволяет передать некоторую часть их частному оператору, который способен лучше их контролировать, чем уполномоченные власти. Хотя необходимо, чтобы некоторые из рисков принимали на себя власти с целью их оптимизации.
Хотите узнать больше? Найти все про Пресс-релиз Федерального агентства по строительству и ЖКХ
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:18, страница Пресс-релиз Федерального агентства по строительству и ЖКХ - Официальная хроника строительного портала prodekorsten.ru |