Главная/ Официальная хроника/ (страница 80)/

Пресс-релиз Федерального агентства по строительству и ЖКХ

О работе Госстроя России по развитию и реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2003 году и задачах Федерального агентства по строительству и ЖКХ на 2004 год

В 2003 году Госстрой России продолжил работу по реализации подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Главными целями ее являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилья и коммунальных услуг.

1. Нормативно-правовое обеспечение

План мероприятий по совершенствованию нормативно-правового обеспечения подпрограммы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса включает подготовку ряда законопроектов по финансовому оздоровлению организаций ЖКХ, созданию системы эффективного тарифного регулирования деятельности локальных естественных монополий, ликвидации института хозяйственного ведения в жилищно-коммунальной сфере, введению механизма государственно-частного партнерства в ЖКХ путем заключения концессионных соглашений с российскими и иностранными инвесторами, совершенствованию правовых и имущественных отношений в кондоминиумах.

На утверждении в Правительстве Российской Федерации находятся проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении порядка и условий оплаты жилья и коммунальных услуг, положения о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

На согласовании в федеральных органах исполнительной власти находятся проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении правил содержания и ремонта жилищного фонда, стандартов качества содержания и ремонта жилья, объема оказания коммунальных услуг и методики перерасчета оплаты жилищно-коммунальных услуг при оказании их в объеме меньше утвержденного или ненадлежащего качества.

Принятие вышеназванных документов позволит создать необходимую нормативно-правовую базу по дальнейшему проведению преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, повышению устойчивости функционирования этой сферы, улучшению качества предоставляемых услуг.

Во исполнение решений заседаний Правительственной комиссии по жилищной политике разработаны концепции проектов федеральных законов «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального хозяйства», «Об общих принципах тарифного регулирования коммунальных организаций», «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания», «Об особенностях регулирования оборота имущества в сфере коммунального хозяйства», «О питьевой воде и питьевом водоснабжении», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле».

2. Техническое состояние объектов коммунальной инфраструктуры

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой самую крупную отрасль в непроизводственной сфере, в которой трудится более 4,2 млн. человек на более чем 9,5 тыс. государственных муниципальных предприятиях и около 52 тысяч организаций других форм собственности (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и т.д.).

На долю жилищно-коммунального комплекса приходится около 1/3 всех основных фондов Российской Федерации. При надлежащем уходе и своевременном ремонте они могли бы обеспечить комфортное проживание населения в поселениях. Фактически этого, на протяжении уже многих десятилетий, не происходит. 

Основной причиной критического состояния основных фондов жилищно-коммунального хозяйства является отсутствие заботы о них, как со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, так и государства. В результате, наблюдается их преждевременное разрушение. Модернизация, реконструкция и ремонт сооружений своевременно не проводится.

В целях уточнения реального положения физического износа основных фондов в Российской Федерации Госстроем России была проанализирована предварительная информация об износе основных фондов ЖКХ.

Так, в целом по России, физический износ котельных составляет 54,5%, коммунальных сетей водопровода 65,3%, канализации 62,5%, тепловых -62,8% и электрических 58,1%, водопроводных насосных станций - 65,08%, канализационных насосных станций - 57,1%, очистных сооружений водопровода - 53,86% и канализации 56,2%, трансформаторных подстанций 56,96%.

Это обусловлено высоким дефицитом финансовых средств бюджетов всех уровней на строительство, реконструкцию и восстановление инженерных систем.

Из общего количества аварий на сетях 53% происходят по причинам их ветхости. Возрастают показатели утечек и неучтенного расхода воды в системах водоснабжения. Так, в настоящее время в среднем по России они составляют 16,1 % (3357,7 млнуб.м воды), а в ряде регионов данные показатели превышают 30% (Псковская область, Республика Северная Осетия-Алания, Курганская область, Кабардино-Балкарская Республика, Томская область и др.).

Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений может привести к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых значительно превысит затраты на их предотвращение.

3. Состояние жилищного фонда

Жилищный фонд Российской Федерации составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества страны и насчитывает 2,85 млрд. кв. метров общей площади, в том числе: муниципальный жилищный фонд - 642,5 млн. кв. м или 22,5 %, государственный - 199,2 млн. кв. м или 7,0 %, частный - 1980,0 млн. кв. м или 69,4%, общественный - 1,5 млн. кв. м или 0,1 %, смешанной формы собственности-29,6 млн. кв. м или 1,0%.

В результате процесса передачи ведомственного (государственного) жилищного фонда в муниципальную собственность доля государственного (ведомственного) жилищного фонда сократилась с 898,0 млн. кв. метров в 1992 году до 199,2 млн. кв. метров в настоящее время и составила 7,0% всего жилищного фонда страны.

Более 300 млн. кв. метров (11% всего жилищного фонда) нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании коммунальных квартир для посемейного заселения; 250 млн. кв. метров (9%) в реконструкции. Около 20% городского жилищного фонда еще не благоустроено, а в малых городах каждый второй дом не имеет инженерного обеспечения. В целом в России в неблагоустроенных квартирах проживает около 40 млн. человек.

В 2003 году отремонтировано муниципального и государственного жилищного фонда лишь 4,8 млн. кв. м или 0,5% при ежегодном нормативе 4-5 процентов, или 104,3% к объемам прошлого года.

4. Финансово-экономическое состояние предприятий жилищно-коммунального комплекса

По оценке итогов работы в 2003 году доходы предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса возросли на 18,2% по сравнению с 2002 годом и достигли 805,7 млрд. руб. Расходы предприятий отрасли, связанные с производством жилищно-коммунальных услуг, увеличились по сравнению с предыдущим годом на 14,3% и составили 877,1 млрд. руб., при этом темп роста затрат снизился на 0,4%. Убытки, полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности предприятий, в условиях роста платежей населения уменьшились на 16,9% по сравнению с предыдущим годом и составили 71,4 млрд. руб.

В 2003 году Госкомитет впервые в России провел работу по инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ. Как показал анализ результатов инвентаризации задолженности предприятий отрасли по состоянию на 1 января 2003 года, проведенной субъектами Российской Федерации в соответствии с приказом Госстроя России от 21.04.03 № 142, финансовые потери и снижение темпа роста доходов обусловлены так называемыми «выпадающими доходами»: это затраты по предоставлению льгот отдельным категориям граждан - 15,18 млрд. руб., недоплаты за потребленные коммунальные услуги организациями бюджетной сферы всех уровней - 22 млрд. руб. на возмещение субсидий населению 3,14 млрд. руб., недофинансирование дотаций на возмещение разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами для населения - 17,20 млрд. руб. По указанным причинам организации отрасли недобирают до 79 млрд. руб. Недостаточное и неполное финансирование предприятий ЖКХ является основной причиной роста непокрытого долга перед кредиторами: задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам по данным инвентаризации составила 88,8 млрд. руб., перед организациями энергетического комплекса - 60,0 млрд. руб. или 35,5% от общей задолженности поставщикам и подрядчикам.

 По сравнению с уровнем 2002 г. в целом по России снизилась задолженность по заработной плате работникам предприятий ЖКХ на 8,2 % и составила 4,1 млрд. руб. Сумма просроченной задолженности сложилась из-за недофинансирования предприятий из территориальных бюджетов и отсутствия у предприятий собственных средств. В целом по Российской Федерации эти показатели составляют, соответственно, 34,7% и 65,3% от общей суммы задолженности.

Бюджетам регионов из федерального бюджета оказывалась дополнительная финансовая помощь, предназначенная для финансирования неотложных жилищно-коммунальных расходов субъектов Российской Федерации на подготовку к осенне-зимнему периоду 2003/04 года:

беспроцентные бюджетные ссуды на сумму 5,5 млрд. руб. (постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.03 № 430);

дотации на возмещение убытков от содержания объектов ЖКХ и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления на сумму 5,3 млрд. руб.

Вопросы о нестабильном финансово-экономическом состоянии предприятий жилищно-коммунального комплекса рассматривались на заседаниях Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по жилищной политике и Межведомственной комиссии по вопросам реализации ФЦП «Жилище»; по проблеме реструктуризации неплатежей были проведены: выездное заседание коллегии Госстроя России в г. Чебоксары; совещания в гг. Москве, Волгограде, Челябинске и Хабаровске с участием представителей от 7 федеральных округов и всех субъектов Российской Федерации.

5. Исполнение федеральных стандартов

Региональный стандарт уровня платежей граждан в среднем по России достиг 81,7 % и по сравнению с началом 2002 года увеличился на 10,7 %. В настоящее время уже в 51 субъектах Российской Федерации уровень оплаты установлен в размере 90 %, в 20 регионах установленный стандарт - 80-85 %. В то же время в большинстве субъектов Федерации среднесложившийся уровень оплаты с учетом принятых на местах решений ниже установленных региональных стандартов. В результате среднесложившийся по Российской Федерации стандарт уровня оплаты гражданами услуг в настоящее время составляет 75,3 %.

Объем предоставленных услуг населению по прогнозным данным за 2003 год составил 598 млрд. руб. и увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2002 годом. Население покрыло порядка 330,0 млрд. руб. расходов отрасли, или 55,2 % по сравнению со 270,3 млрд. руб. в предыдущем году. Бюджетные ассигнования на покрытие расходов выделены в размере 209,2 млрд. руб., или 35,0 % при 182,7 млрд. руб. (35,7 %) в 2002 году. Таким образом, объем недофинансирования составил 58,8 млрд. руб., или 9,8 %, в то время как в 2002 году аналогичные показатели составляли 59,0 млрд. руб., или 11,5%.

На сегодня остается открытым вопрос полного покрытия затрат на производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг населению за счет всех источников финансирования. Принятие бюджетов всех уровней в отрыве от устанавливаемых цен (тарифов) ведет к значительному выпадению доходов отрасли и, как следствие, к убыточному функционированию предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса.

Что касается дисциплины платежей граждан, то необходимо отметить положительную динамику. Средняя собираемость платежей населения от предъявленных к оплате сумм за предоставляемые ЖКУ по Российской Федерации составила на конец прошедшего года 91 %. За аналогичный период 2002 года фактический сбор не превысил 89 %.

В целях совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг, а также определения размера финансовой помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, Госстроем России ежегодно разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг».

В соответствии с совершенствованием системы тарифного регулирования, недопущения бесконтрольного роста тарифов инфраструктурных монополий Госстроем России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об основах ценообразования в сфере жилищно-коммунального комплекса», который в настоящее время находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации.

6. Социальная защита населения

Совершенствование механизма социальной защиты населения является приоритетной задачей при переходе к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг. Действующая система социальной защиты граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг представляет собой сочетание многочисленных льгот, предоставляемых без проверки нуждаемости граждан, и адресной помощи низко доходным семьям в виде субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

По оперативным данным в 2003 году 14,9 процентов семей, проживающих в Российской Федерации, воспользовались правом получения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В 2002 году этим правом воспользовалось 11,4% семей.

Увеличение количества граждан, обратившихся за субсидией, связано в первую очередь с поэтапным увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также ростом цен на энергоносители.

Малоимущим гражданам, обратившимся в центры по начислению субсидий, в 2003 года было предоставлено субсидий на сумму порядка 30 млрд. рублей.

Принятый Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» внес серьезные изменения в принципы расчета субсидий, устанавливая практически для каждой семьи, имеющей доходы ниже прожиточного минимума, индивидуальную максимально допустимую долю собственных расходов на оплату ЖКУ, зависящую напрямую от среднедушевого дохода семьи.

Переход к предоставлению адресной социальной поддержки на персонифицированные социальные счета - это шаг к прозрачности бюджетных расходов и повышению эффективности управления муниципальными финансами. В то же время новая система не имеет целью сокращение бюджетных расходов на социальные программы для населения, и на программу жилищных субсидий, в частности. Потребность в средствах на жилищные субсидии при новой системе не уменьшается, поскольку она зависит от установленных в муниципальном образовании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, действующего порядка предоставления субсидий и доходов населения.

Главной практической задачей оказалось обеспечение своевременного и полного перечисления средств жилищных субсидий на социальные счета граждан.

Основная идея эксперимента состоит в переводе потоков бюджетной помощи от предприятий жилищно-коммунального хозяйства к населению. В этой связи одним из условий успешной реализации эксперимента по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан является своевременное и полное финансирование расходов на программу субсидий.

В ходе эксперимента перед органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления возникла необходимость осознания того, что предоставляемая гражданам денежная помощь должна регулярно и вовремя доходить до каждого получателя.

По имеющимся данным о ходе эксперимента, в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Нижегородской области задолженностей бюджета перед гражданами при перечислении средств жилищных субсидий на социальные счета не было.

7. Демонополизация отрасли

В России продолжается реализация процессов демонополизации отрасли ККХ. В среднем около 16-25% коммунальных предприятий водо-, тепло-, электроснабжения имеют частную или смешанную форму собственности акционировались, приватизировались, выкуплены). В теплоснабжении их насчитывается почти 30%, предприятия совместной формы собственности с участием иностранного капитала составляют около 1%, 13% тепловых сетей и тепло источников принадлежит частным компаниям. Более четверти отпускаемого тепла приходится на частные предприятия различных форм собственности. В городском электро- и водоснабжении эти показатели составляют соответственно 37% и 17%.

Меры, принимаемые Правительством Российской Федерации и проводимая Госстроем России работа по реализации первого этапа подпрограммы открыли дорогу частному бизнесу в коммунальной (ресурсоснабжающей) сфере деятельности ЖКХ.

Доля частных предприятий в сфере жилищно-коммунального обслуживания в среднем по России составляет 17,3% от общего числа предприятий, оказывающих услуги в этой сфере.

В ряде регионов в последнее время, особенно в 2003 году, активизировалась деятельность управляющих компаний, причем некоторые из них инвестируют средства в предприятия ЖКХ. Начиная с 2001 года образуются предприятия Газэнерго как подразделения ООО «Межрегионгаз» в области теплоснабжения. Они эксплуатируют муниципальные котельные и соответствующие тепловые сети, рассматривая этот процесс как более глубокую переработку своей же продукции - газа. Для них это оправдано, т.к. даже в условиях недостаточных платежей более глубокая переработка сырья, в данном случае газа, приносит дополнительные финансовые ресурсы, которые являются источником для инвестиций. Оптимизация схем теплоснабжения, .внедрение элементарного энергосбережения, повышение КПД, улучшение теплоизоляции позволяет добиваться приемлемых результатов.

Особое место в реформе управления предприятиями жилищно-коммунального комплекса России занимает ОАО «Российские коммунальные системы», образовавшее дочерние акционерные общества в ряде регионов Российской Федерации.

РАО «ЕЭС России», являющееся одним из основных учредителей ОАО РКС, заключило соглашения с администрациями более 20 регионов о необходимости передачи под управление ОАО «РКС» основных предприятий жилищно-коммунального хозяйства регионов. Имелись в виду электро- и теплоснабжающие предприятия, водоканалы и ряд других. Основным мотивом подписания соглашения была «необходимость вывода жилищно-коммунального комплекса регионов из кризиса».

Региональные подразделения ОАО «РКС» заключили или планируют заключить договоры аренды имущества предприятий ЖКХ, в основном коммунальной энергетики, в ряде городов, планировался детальный анализ технического состояния инженерной инфраструктуры, оценка финансово-экономической ситуации в жилищно-коммунальном комплексе регионов, планирование тарифной политики в регионе, вложение серьезных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.

Процессы демонополизации получили развитие и в жилищной сфере. Это прежде всего связано с эффективным управлением объектами жилой недвижимости, которое определяется оптимальным разделением функций управления и хозяйствования путем создания служб заказчика и управляющих компаний

8. Задачи на 2004 год

В соответствии с приказом Госстроя России от 19.01.2004 № 18 «О плане законопроектной деятельности Госстроя России на 2004 год» в сфере жилищно- коммунального хозяйства предусматривается разработка следующих законопроектов:

- «О финансовом оздоровлении организаций ЖКХ»;

- «Об особенностях регулирования оборота имущества в сфере коммунального хозяйства»;

- «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания»;

- «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»;

- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»;

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О товариществах собственников жилья»;

- «Об общих принципах тарифного регулирования коммунальных организаций»;

- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле».

После принятия Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривается разработка и утверждение типовых договоров найма и технического обслуживания с собственниками жилых помещений на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, порядка создания и деятельности организации, управляющей жилищным фондом, правил пользования жилыми помещениями.

Потенциально жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых привлекательных отраслей экономики, т.к. имеют гарантированный рынок сбыта. Если в жилищном секторе в настоящее время возможно развитие конкурентных отношений, возможно развитие рынка, то в секторе коммунальной инфраструктуры это пока затруднительно в связи с их монополистической деятельностью.

Одним из важнейших вопросов при привлечении частного капитала в коммунальный сектор экономики становится вопрос по оптимальному разделению рисков и передача части рисков бизнесу.

Проекты привлечения инвестиций в коммунальный сектор всегда заключают в себе высокий уровень рисков по причине вовлечения крупных финансовых ресурсов, неопределенности в отношении затрат на строительство и эксплуатацию и неопределенности доходов.

На сегодняшний день, учитывая очень высокий износ инженерной инфраструктуры, согласно данным статистики и, как сказано выше, отсутствие инвентаризации и учета, а также определение истинного износа основных фондов, риски еще более возрастают. Схема привлечения бизнеса основывается на сбалансированном распределении выявленных рисков и позволяет передать некоторую часть их частному оператору, который способен лучше их контролировать, чем уполномоченные власти. Хотя необходимо, чтобы некоторые из рисков принимали на себя власти с целью их оптимизации.




Хотите узнать больше? Найти все про Пресс-релиз Федерального агентства по строительству и ЖКХ


Также в этой рубрике:
 
Пресс-релиз о праздновании 355-летия жилищно-коммунального хозяйства России
Пресс-релиз администрации Кемеровской области
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:18,
страница Пресс-релиз Федерального агентства по строительству и ЖКХ - Официальная хроника строительного портала prodekorsten.ru