Главная/ Официальная хроника/ (страница 68)/

Московскую архитектуру всегда ругали, начиная от башен Кремля и заканчивая башенками Лужкова."

Облик родного города никогда не оставлял москвичей равнодушными. Вот и в этом сезоне на смену устаревшим темам по поводу творчества Зураба Церетели пришли новые, актуальные: "Москву" снесли. "Россию" и "Мир" приговорили к сносу. Сотрудники гостиницы "Космос" сильно обеспокоены наметившейся тенденцией". Или: "Москву" снесли. Манеж сгорел. "Спорт" взорвали. Фантазии мэра становятся все опаснее..." Насколько же в действительности опасны "фантазии мэра" или главный фантазер в столице - тот самый пресловутый инвестор, который и заказывает "музыку в камне"? Что в итоге построят на месте "Москвы" или лучше там не строить вообще ничего? Насколько свободен будет инвестор, который выиграет тендер по перестройке гостиницы "Россия", и что в итоге построят около Кремля? На эти и другие вопросы главный архитектор Москвы АЛЕКСАНДР КУЗЬМИН отвечает в интервью обозревателю "Известий" ВИКТОРИИ ВОЛОШИНОЙ.

"Инвесторы шалят за углом. У Кремля - не посмеют"

- Известно, что конкурс по выбору инвестора на строительство нового гостиничного комплекса на месте приговоренной к сносу "России" намечен мэрией на 19 ноября. Но в условия конкурса впервые в России решили включить такой субъективный на первый взгляд критерий, как "архитектурная и градостроительная привлекательность концепции". Насколько я понимаю идеологию тендеров, задача их организаторов - отдать подряд тому, кто заплатит больше. В случае же с "Россией" даже не вполне ясно, кто именно участвует в данном конкурсе: инвесторы или архитекторы?

- Действительно, в случае с "Россией" мы решили провести нетрадиционный конкурс - именно для того, чтобы избежать давления денег на этот конкретный проект. Город за свой счет провел ландшафтно-визуальный анализ этого места и подготовил так называемую градостроительную составляющую - некоторые общие ограничения, в рамках которых и будет работать инвестор. Во-первых, мы задали максимальные габариты как наземной, так и подземной части нового строительства. Высота нового комплекса должна быть не больше 6 этажей в глубине застройки и не более 2-3 этажей вблизи Кремля и Москвы-реки. Подземная часть обязательно должна включать паркинги, торговые и досуговые площади, но она также ограничена инженерно-техническими условиями: сами понимаете, рядом Кремль. Еще одно наше условие: на месте "России" должна быть не одна гостиница, а несколько, и не только пятизвездных. А структура застройки должна ориентироваться на бывшую застройку Зарядья - то есть мы предлагаем, чтобы улочки и проулки Китай-города нашли свое продолжение и в этом месте, вплоть до Китайгородской стены.

- Вы хотите воссоздать здесь Китайгородскую стену?

- Пока мы еще думаем об этом. С одной стороны, выход комплекса прямо на Москву-реку - это очень красивое решение, но с другой - Зарядье исторически было огорожено Китайгородской стеной. Может быть, стоит воссоздать ее частично: например, восстановив две башенки и утраченную церковь рядом с храмом Зачатия Анны, что в Углу. Получилась бы красивая законченная вещь. Но это уже вопрос дальнейшей проработки проекта. На данном этапе город свое задание инвестору выдал - теперь инвестор должен сказать, устраивает ли его это и на каких условиях. Кроме того, в условия конкурса входит сохранение киноконцертного зала "Россия". Может быть, он даже останется на старом месте, но будет перестроен. "Аллея звезд" тоже сохранится - но точно в другом месте. Что касается кинотеатра "Зарядье", то его директор прекрасно понимает, что кинотеатр гибнет: во-первых, он технически устарел, а во-вторых, место для кинозала не совсем удачное - добираться от метро неудобно. Хотелось бы эту ситуацию как-то изменить: сейчас совместно с метрополитеном мы прорабатываем вопрос о возможности на одной из веток построить еще одну станцию с выходом прямо под новую "Россию". Но это уже город возьмет на себя.

- А кто будет оценивать, как инвестор понял задание города? Все ли учел? И что в итоге окажется главнее: сумма инвестиций или архитектурная идея?

- Оцениваться все будет в комплексе. Для этого в состав конкурсной комиссии введено довольно большое число архитекторов - 8 человек. Но еще раз говорю: это будет всего лишь архитектурный эскиз. В дальнейшем уже рабочий проект пройдет все обычные стадии: архсовет, ЭКОС, Общественный совет при мэре.

- А почему нельзя было сначала провести архитектурный конкурс, а потом уже найти под него инвесторов, чтобы уж совсем быть свободными от давления денег?

- Мы раньше так и делали, но результат был негативный - инвесторы в итоге отказывались от проекта, не видели своей выгоды. А проект повисал в воздухе. Так было и на Манежной площади, и на других объектах.

- Но, зная наших инвесторов, какие у вас гарантии, что, выиграв конкурс с таким довольно размытым эскизом, он потом не настроит возле Кремля что-то невообразимое? Скажем, нарушит ту же заданную вами высотность под каким-либо предлогом.

- Инвестор, как правило, шалит за углом. Здесь, под стенами Кремля, контроль будет очень жестким - и это любой нормальный бизнесмен понимает.

- Вы, как архитектор, что бы здесь видели: современную архитектуру или стилизацию под Китай-город?

- В одном я уверен: эта архитектура не должна мешать Кремлю. Современный стиль или классика - это уже детали. Главное - их не выпячивать. Когда рядом есть Кремль, не нужно второго события.

"Бегите скорее в центр города, пока "Москву" заново не построили"

- В условия конкурса по "России" ландшафтные виды на Кремль вошли как одно из основных ограничений. Но почему тогда вы приняли решение с точностью до наоборот в отношении "Москвы"? Сейчас, после ее сноса, открылась такая невероятная панорама Кремля на Манежной, что дух захватывает.

- Да, это правда, и я сейчас пользуюсь любым рупором, чтобы сказать москвичам: бегите скорее в центр города, посмотрите на этот новый объем и на это величие Кремля, пока не поздно.

- А нельзя как-то остановить мгновение? Зачем вновь воздвигать здесь копию утюга "Москвы" - исторической ценности это здание иметь уже не будет, а его сталинская архитектура довольна спорна.

- У города есть обязательства перед инвестором. Хотя у меня, кстати, была встреча с одним из инвесторов по "Москве", я ему сказал: слушай, а может, ты деньги сэкономишь? Сделаем здесь подземный паркинг и еще один подземный прогулочно-торговый уровень. Свяжем его с Манежем. И твое имя останется в памяти потомков.

- Не согласился?

- Скажем так, ушел от ответа. Правда, даже если бы так и случилось, меня волнует судьба Театральной площади. Ведь Бове спроектировал ее как замкнутое пространство, выходящее на Китайгородскую стену. Но и это можно решить - поставить, скажем, аркаду, разделив Манежную и Театральную площади. Если бы это случилось, в Москве появилось бы такое потрясающее пространство в самом центре, какого нет ни в одной столице мира. Но это всего лишь мои мечты, как архитектора.

- Вы же не просто архитектор, вы - главный архитектор Москвы. В конце концов кому, как не вам, убедить мэра пересмотреть проект воссоздания "Москвы"?

- Не думаю, что мэр на это пойдет. Правда, я хочу поднять архивы, посмотреть, а были ли во время строительства "Москвы" архитектурные споры.

- Когда, при Сталине?

- Конечно, когда Сталин проект подписал, споров уже никаких быть не могло, но раньше... Ведь в итоге Манежная площадь получилась перекошенной: с одной стороны - этот монстр, а с другой - Манеж. У меня на работе лежит эскиз Жолтовского, где он предлагает надстроить Манеж, сделав его в два раза выше, - люди и тогда понимали несоответствие одного и другого.

- И все же вы не ответили на вопрос: почему нельзя пересмотреть решение построить здесь клон "Москвы"?

- Может быть, и можно, если москвичи подключатся. В любом случае решать это не мне...

"Когда общественность давит - немного стыдно становится"

- Послушайте, я никак не могу понять критерии, по которым принимаются решения в городе. Не самую удачную архитектуру "Москвы" около Кремля на Манежной площади решили восстановить полностью. Военторг и "Россию" - опять же с видами на Кремль - перестраивают капитально. Под "Москвой", Военторгом и "Россией" решили строить подземные паркинги, под Манежем - ни за что. Без конца идут споры, что можно делать с памятниками, а что - нет, и решения все время разные. У города нет цельной политики в этом вопросе?

- Политика есть. Прежде всего в каждом здании в центре должна быть подземная стоянка. Мы, если вы помните, планировали оборудовать ее и под Манежем, пока Минкультуры не стало говорить, что это нарушает закон об охране памятников. Мы пошли на попятную. Я считаю: просто отступили, ведь все равно подземный уровень есть, получается, увеличивать выставочные площади под землей можно, а гараж строить - нельзя.

- Вы отступили перед федеральными властями или перед общественным мнением - ведь защитники старой Москвы тоже довольно яростно критиковали вас за парковку под Манежем. Насколько вообще влияет общественное мнение на принятие градостроительных решений?

- Довольно сильно влияет. Яркий пример - Патриаршие пруды. И Манеж отчасти тоже. Отступление перед федеральными властями - это памятник Александру II, который нас попросили убрать подальше от Кремля. А что сильнее влияет? Знаете, когда власть давит, хочется упереться, собраться и отстоять свое мнение - то есть ты в этот момент из чиновника становишься человеком. А когда общественность давит - немного стыдно становится.

- Стыдно, даже когда вы уверены в своей правоте?

- Это строители не имеют права сомневаться - они объект строят. А нас в архитектурном институте учили сомневаться. Мы варианты делаем, мы их проговариваем с коллегами. Мы так воспитаны, особенно архитекторы старой школы. И потом, бывают разные стадии общественного мнения. Иногда это называется толпой, и любые аргументы здесь бессмысленны. Для меня важно мнение москвичей на предпроектной стадии. Для того, чтобы понять, что в каждом конкретном месте людям дорого. Ведь в любом микрорайоне столицы, даже в Бибиреве или Марьине, складывается "литература места": парк, сквер, какая-то летняя веранда, ставшая культовой, что-то еще. И это ценное для людей надо в новом проекте обязательно сохранить. Также очень важно общественное мнение при принятии принципиальных решений: например, восстанавливать "Москву" или нет. А вот когда непрофессионалы начинают диктовать архитектуру фасадов - это уже смешно.

"Я ни разу не видел, чтобы мэр заставил кого-то башенку сделать. Сами рвались"

- Довольно часто в вопросах сохранения наследия мы берем пример с Европы. Насколько там охранное законодательство жестче, чем у нас?

- Трудно сравнивать. Ну, взять тот же Париж. Не было еще никакого понятия о памятнике архитектуры, когда префект Осман снес к чертовой матери весь Париж, оставил кусками десятую часть центра, после чего парижане стали бороться за охрану памятников.

- То есть у нас пока еще не все снесли?

- Я к тому, что мозгами мы на их уровне, а финансово - намного отстаем. Ну, добились мы, что у нас 3000 памятников на охране стоят, как в Париже, а на какие деньги их охранять-то от разрушения? Хотя сами охранные процедуры у нас не менее жесткие, чем у них.

- Мне кажется, мы не столько финансово, сколько по уровню развития демократии сильно отстаем. Когда вкус высших чиновников города довлеет над другими аргументами.

- Во-первых, это уже не так. А во-вторых, мы сами такие, мы любим угадать и угодить. И заказчики, и архитекторы, и инвесторы, Ах, мэр, кажется, арочки любит - давай арочки нарисуем. Или башенку. Хотя я ни разу не видел, чтобы мэр кого-то заставил башенку сделать.

- Откуда же пошла эта легенда про "лужковские" башенки?

- Просто дорвались. После того, как 60 лет "коробки" строили, естественно, захотелось чего-то иного. И именно эта вычурность вдруг стала символом элитности зданий. Мне один архитектор рассказывал - сдал проект заказчику, а тот сразу с вопросом: где башенка? А зачем вам башенка? А как люди узнают, что мой дом - элитный?

- Возвращаясь к памятникам - поможет ли нам их спасти приватизация, о которой сейчас так много говорят?

- Весь этот шум между федералами и Москвой и Питером за памятники никакого отношения к их охране не имеет. Это последний виток раздела имущества: все остальное уже поделили. Я видел списки памятников, на которые претендует федерация. Там не некрополь, не ограда сада, не развалины. Там ЦУМ, ГУМ... При чем здесь охрана памятников?! А без приватизации нам не обойтись, или здания просто рухнут - причем в первую очередь не в Москве. Но к приватизации надо подготовится, принять такие недвусмысленные законы, чтобы покупатель точно понимал, что он может с этого иметь. Я помню историю, как наши предприниматели хотели купить замки на Луаре, но ни одного в итоге не купили. Там же ничего сделать нельзя, даже кондишн провести. Ты там можешь только ночевать, да еще должен два раза в месяц туристов пускать чуть ли не во все комнаты и следить, чтобы историческая трещина на потолке не стала чуть больше или чуть меньше. В российских же памятниках надо обязательно выявить предмет охраны, что конкретно надо охранять: первые два этажа, которые относятся к XVIII веку, или вместе с надстройкой из шлакоблоков середины 90-х годов, что просто смешно. Хотя при любом раскладе нас все равно будут ругать.

- Философская позиция...

- А у Москвы судьба такая, ее архитектуру всегда ругали. Начиная от башен Кремля и собора Василия Блаженного, который академик Грабарь называл общероссийским огородом: дескать, все, что знали, сюда намешали. Храм Христа Спасителя обзывали коробкой от торта. Потом раздолбали конструктивизм, затем - сталинские дома, теперь смеются над "лужковскими" башенками... Получается, вся Москва построена на сплошных градостроительных ошибках. А все вместе это достаточно складно, разнообразно и, я бы сказал, весело получается. Мне, во всяком случае, нравится.

 

по материалам ИЗВЕСТИЯ
20 октября 2004



Хотите узнать больше? Найти все про Московскую архитектуру всегда ругали, начиная от башен Кремля и заканчивая башенками Лужкова."


Также в этой рубрике:
 
Обязательное страхование жилья может быть введено через 2-3 года
В Нью-Йорке на месте ВТЦ заложена последняя балка
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00