Депутаты Мосгордумы 25 сентября обсудили материалы аудиторов об эффективности расходования средств и использования городской собственности в рамках реализации городских программ по обеспечению москвичей жильем в 1999-2002 годах, а также данные о рациональности затрат казны, выделенных на строительство жилья для очередников, для переселения жителей из сносимого пятиэтажного, ветхого и аварийного жилого фонда и на программу 'Молодой семье - доступное жилье'.
По словам докладчика, аудитора КСП Евгения Сироткина, в 1999-2003 гг. жилье по городскому заказу строилось в рамках целевых социальных программ, утвержденных правительством Москвы. В этом периоде рост инвестиционных затрат на строительство жилья для городских нужд не превысил темпов инфляции в строительстве. Это, по мнению специалистов палаты, говорит об экономном распоряжении городскими средствами. В 2003 году стоимость 1 кв. м общей площади квартир сохранилась на уровне показателя 2002 года. В целях улучшения ситуации палата представила депутатам ряд предложений по результатам проверок: исключать случаи необоснованного завышения сметной стоимости строительства объектов городского заказа, повысить ответственность 'Москомэкспертизы', городских заказчиков и проектных организаций за качество проектно-сметной документации. Кроме того, необходимо активней использовать конкурсный отбор технических заказчиков и генеральных подрядных организаций и усилить контроль со стороны правительства Москвы за реализацией программ жилищного строительства в городе.
В ходе дискуссии депутат Ирина Рукина обратила внимание участников заседания на то, что, при достаточном количестве в столице предприятий строительной отрасли (до 50 в одном округе) высоки цены на стройматериалы, по сравнению, к примеру, с Подмосковьем. Специалисты палаты объяснили это тем, что стоимость бетона высока в Москве из-за дефицита щебня, песка и других составляющих железобетонных конструкций. В частности, в столице практически нет строительных карьеров, но они есть в области. Помимо этого, по мнению аудитора, на повышение цен в строительстве в городе влияет и нехватка строительных площадок. В частности, затраты города растут за счет вывода предприятий с земельных участков.
На заседании отмечалось, что сегодня в столице существует постоянно обновляемая Московская сметно-нормативная база (МСНБ) для определения стоимости строительства. Она содержит более 47 тыс. сметных расценок и цен на строительные материалы, изделия и конструкции и позволяет с высокой степенью точности определять стоимость затрат на строительство. Разработчики МСНБ регулярно пересматривают устаревшие и включают вместо них новые сметные нормативы.
В завершение столичные парламентарии пришли к выводу, что на сегодняшний день исполнительной властью задействованы не все имеющиеся резервы сокращения затрат на строительство жилья для нужд города. Резервы могут быть найдены за счет применения современных видов строительных материалов и технологий, недопущения неоправданно завышенных закупочных цен на строительные материалы, изделия и конструкции. Действующая система ценообразования и сметного нормирования в городе не безупречна и нуждается в доработке и совершенствовании. В итоге заседания комиссия приняла к сведению материалы проверок КСП.