Главная/ ГОСТы и СНИПы/ ГОСТы/ Защита от шума / (СТ СЭВ 5710-86) Шум. Метод контроля на морских и речных судах/ |
ГОСТ 12.1.020-79
(СТ СЭВ 5710-86)
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СОЮЗА ССР
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
Шум.
Метод контроля на
морских и речных судах
Occupational safety standards system.
Noise. Method of control for sea and river vessels
Дата введения 1980-07-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством Морского флота СССР
РАЗРАБОТЧИКИ:
В.И. Зинченко, канд. техн. наук; А.Г. Ельник, канд. техн. наук; В.М. Спиридонов, канд. техн. наук; Г.Д. Изак, канд. техн. наук; Д.И. Лазаренко, д-р мед. наук; М.А. Леонов; Е.И. Сергеев, канд. физ.-мат. наук (руководитель темы); О.В. Гладкова; О.К. Кубяк, канд. мед. наук; И.И. Вареников
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением
Государственного комитета СССР по стандартам от 21.08.79 N 3163
3 Срок проверки - 1989 г. Периодичность проверки - 5
лет
4 Стандарт содержит все требования СТ
СЭВ 5710-86.
5 В стандарт введен
международный стандарт ИСО 2923-75.
6 ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
+------------------------------------------------------------------+
¦ Обозначение НТД, на который дана ¦ Номер пункта ¦
¦ ссылка ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+
ГОСТ 12.1.003-83 1.2
ГОСТ 12.1.050-86 1.3; 2.2.3
ГОСТ 17168-82 2.1.1
ГОСТ 17187-81 2.1.1
ГОСТ 23941-79 1.1
7 Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.89 N 3705 снято ограничение срока действия
8 ПЕРЕИЗДАНИЕ (январь 1996 г.) с ИЗМЕНЕНИЯМИ N 1, 2,
утвержденными в июле 1985 г., октябре 1987 г. (ИУС N 10-85, 1-88).
Настоящий стандарт устанавливает метод контроля уровней
шума на рабочих местах, в зонах пребывания экипажа и пассажиров (далее местах
нахождения людей) морских и речных судов всех типов и назначений.
Степень соответствия настоящего стандарта СТ СЭВ 5710-86 приведена в приложении 2.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
1
Общие положения
1.1
Контроль уровней шума должен производиться в процессе приемосдаточных испытаний
на единичных головных, серийных судах и судах, прошедших ремонт или переоборудование,
которые могли привести к изменению уровней шума в местах нахождения людей.
Серийные суда при отсутствии
существенных отличий, влияющих на шумовые характеристики, подвергаются контролю
по требованию органов надзора.
Точность метода контроля согласно ГОСТ 23941-79 должна
быть оценена средним квадратическим отклонением
результата измерения.
1.2 Контроль выполняют с целью проверки соответствия
уровней шума в местах нахождения людей требованиям ГОСТ 12.1.003-83 и
действующим санитарным нормам.
Если по результатам испытаний на судне обнаружено
превышение действующих норм, проводят специальные измерения в соответствии с
требованиями стандарта ИСО 2923.
1.3 В качестве контролируемых шумовых характеристик
устанавливают уровень звука L(А), дБ.А,
и уровни звуковых давлений L, дБ, в октавных полосах со средними
геометрическими частотами от 63 до 8000 Гц. Эквивалентный уровень звука L(Aэкв), дБ.А
определяют при необходимости по ГОСТ 12.1.050-86.
На серийных судах допускается в качестве основной
изменяемой величины принимать уровень звука L(А), дБ.А.
Допускается измерять уровни звукового давления в третьоктавных полосах со средними геометрическими частотами
от 50 до 10000 Гц.
Для сравнения с допустимыми нормами уровни звукового
давления в октавных полосах следует рассчитывать по измеренным уровням в третьоктавных полосах частот.
1.1-1.3 (Измененная редакция, Изм.
N 2).
2 Методика измерений
2.1 Аппаратура
2.1.1 Для проведения
акустических измерений следует применять шумомеры по
ГОСТ 17187-81 и октавные фильтры по ГОСТ 17168-82.
Допускается применение другой измерительной и
регистрирующей аппаратуры при соответствии электроакустической характеристики
требованиям ГОСТ 17187-81.
Измерительная аппаратура должна соответствовать 1 или
2-му классу точности.
(Измененная редакция, Изм. N 1,
2).
2.1.2 Перед началом и после
окончания измерений производят калибровку приборов эталонными калибраторами для
внесения поправки в результаты измерений.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.2 Условия проведения измерений
2.2.1 В зависимости от
назначения судна контроль шума должен производиться на основном спецификационном режиме:
режиме полного хода (ходовом
режиме при спецификационной частоте вращения главных
двигателей; для судов внутреннего плавания - не менее 95% от спецификационной частоты вращения);
производственном режиме.
2.2.2 Измерения на ходовом режиме следует производить
при движении судна прямым курсом (максимальное отклонение руля +/-3 град.), при
волнении не выше 3 баллов для судов водоизмещением до 5000 т и 4 баллов - для
судов водоизмещением свыше 5000 т, при полной загрузке
судна или в балласте.
2.2.3 На судах технического и
промыслового флота измерения следует выполнять на ходовом в производственном
режиме при спецификационных условиях. В
производственных помещениях и на рабочих местах на открытых палубах измерения
выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.050-86.
2.2.4 Измерения проводят в полностью оборудованных
помещениях (разрешается отсутствие мягкой экипировки, что не должно учитываться
при обработке результатов измерений), при закрытых дверях и иллюминаторах,
включенных на полную расчетную производительность, системах вентиляции и
кондиционирования воздуха. Количество людей в помещении, не считая выполняющих
измерения операторов, должно быть не более штатного.
Во время проведения измерений следует исключить помехи
непроизводственного характера (разговоры, музыка, стук и т.п.); уровень производственных
помех учитывается в соответствии с требованиями стандарта ИСО 2923-75.
Поправки для учета уровня помех приведены в приложении
1.
2.2.5 В рулевых, штурманских и
радиорубках при измерениях должно быть включено электрорадионавигационное
оборудование.
Допускается проводить измерения с открытыми с
подветренной стороны дверями и иллюминаторами, если это обычно принято.
На крыльях ходового мостика измерения проводят с
подветренного борта.
2.2.1-2.2.5 (Измененная редакция, Изм.
N 2).
2.2.6 На рабочих местах в
трюмах и на открытой палубе при измерениях должна быть включена система
вентиляции трюмов.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
2.3 Проведение измерений
2.3.1 В машинных отделениях
шум измеряют на основных, рабочих местах, в зонах обслуживания двигателей,
механизмов и устройств энергетической установки судна, а также в районах
основных источников шума.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.3.2 В зонах обслуживания
главных и вспомогательных двигателей точки измерений должны быть расположены с
двух сторон двигателей в средней их части на расстоянии 1 м от излучающей
поверхности двигателей на каждом ярусе, а также у воздухозаборного устройства
двигателей. При наличии двух или более двигателей и расстоянии между ними
меньше 2 м измерения производятся между двигателями.
2.3.3 В машинных отделениях
площадью до 15 кв. м измерения выполняются не менее, чем в двух точках,
расположенных в средней части между двигателем и бортами.
2.3.4 В изолированных постах
управления, производственных и служебных помещениях измерения выполняют на
рабочих местах и в центре этих помещений.
2.3.5 В жилых, общественных и
медицинских помещениях площадью до 30 кв. м измерения выполняют в центре
помещения, а при площади свыше 30 кв. м - в точках с интервалами не более 7 м.
Если предварительными измерениями в помещении
обнаружены зоны, в которых уровень звука превосходит измеренный в указанных
точках более чем на 10 дБ.А,
особенно вблизи головы сидящего или лежащего человека, выполняют контроль в
этих зонах и зоне с максимальным значением шумовых характеристик.
2.3.6 В зонах отдыха (на
спортивных площадках и открытых палубах жилой надстройки) измерения проводят в
средней части зоны и в наиболее шумной точке, которую находят предварительными
измерениями уровня звука.
2.3.7 При проведении измерений
микрофон следует располагать на высоте 1,5 м от настила и на расстоянии 1 м от
ограждающих поверхностей (борты, переборки, цистерны
и т.п.), предметов насыщения (механизмы, агрегаты и др. устройства) и на
расстоянии 0,5 м от человека, проводящего измерения.
Если расстояние между ограничивающими поверхностями
менее 2 м, точку измерения выбирают на половине этого расстояния.
При измерениях на открытых палубах в случае
необходимости микрофон должен иметь противоветровую защиту, при этом в
результаты измерений должны быть внесены коррективы в соответствии с частотной
характеристикой примененного противоветрового устройства.
2.3.8 При измерении уровней
шума у выхлопных и воздухозаборных устройств двигателей, систем вентиляции и
кондиционирования воздуха микрофон устанавливают вне потока газа или воздуха на
расстоянии 1,0 м от кромки отверстия под углом 30 град. к оси потока.
2.3.9 При измерениях шумомер должен быть включен в положение
"медленно", при этом данные считывают до ближайшего целого числа; при
колебаниях стрелки прибора отсчет следует производить по среднему ее положению.
2.3.3-2.3.9 (Измененная редакция, Изм.
N 2).
3 Обработка и оформление
результатов измерений
3.1 Результаты измерений шума сопоставляют с
допустимыми его уровнями.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.1.1 (Исключен, Изм.
N 2).
3.2 Результаты измерений должны быть оформлены
протоколом испытаний, содержащим:
наименование и тип судна;
номер проекта и порядковый номер в серии;
наименование организации-проектанта и завода-строителя;
год постройки судна, порт приписки;
дату проведения испытаний;
наименование организации и фамилии операторов,
производивших измерения;
данные о районе проведения испытаний, глубине, силе
ветра, состоянии моря (реки, озера);
информацию о загрузке судна;
сведения о режиме работы судна, энергетической
установки (нагрузка и частота вращения главных двигателей, частота вращения
винта, работающие дизель-генераторы),
технологического и рефрижераторного оборудования;
перечень измерительной аппаратуры (наименование, тип,
дату госповерки);
оценку соответствия уровней шума действующим нормативам;
дополнительные данные (отступления от программы,
наличие тональных или импульсных шумов и т.п.).
К протоколу прилагают таблицу с указанием мест, точек и
результатов измерений.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3 Протокол испытаний является составной частью
приемного акта судна.
3.4 (Исключен, Изм. N 2).
Приложение 1
(справочное)
Поправки для учета уровня помех
(п.6.3 стандарта ИСО 2923-75)
+------------------------------------------------------------------+
¦ Разность между уровнем шума ¦ Поправки к результатам ¦
¦ и уровнем помех, дБ ¦ измерений, дБ ¦
+------------------------------------------------------------------+
10 и выше 0
6-9 - 1
4-5 - 2
3 - 3
Приложение 2
(справочное)
Соответствие требований ГОСТ 12.1.020-79
требованиям СТ СЭВ 5710-86
+------------------------------------------------------------------+
¦ ГОСТ 12.1.020-79 ¦ СТ СЭВ 5710-86 ¦
+------------------------------------------+-----------------------¦
¦ Пункт ¦ Содержание требований ¦ Пункт ¦ Содержание ¦
¦ ¦ ¦ ¦ требований ¦
+------------------------------------------------------------------+
1.1 Точность метода контроля согласно - -
ГОСТ 23941-79 должна быть оценена
средним квадратическим отклонением
результата измерения
(Введено дополнительно, Изм. N 2).
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 15:59, страница ГОСТ 12.1.020-79: (СТ СЭВ 5710-86) Шум. Метод контроля на морских и речных судах. ГОСТы и СНИПы |