7 сентября губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин выступил на заседании Правительства России с докладом о социально-экономическом развитии региона.
За два с половиной года работы экономика области стабильно и эффективно развивается.
В 2004 г. темп роста валового регионального продукта составил 108.2 % , что выше средних показателей по ЦФО и России в целом. В 2005 и 2006 гг. рост продолжается с той же интенсивностью. Существенный вклад в увеличение валового регионального продукта внесло развития сферы услуг за счёт активного стимулирования внутреннего потребления.
По темпам роста розничной торговли Тверская область занимает первое место в ЦФО и второе - в России. За два года её объём в товарной массе вырос в 1,8 раза.
За то же время реальные располагаемые доходы граждан выросли за счет повышения заработной платы, пенсий и доходов от предпринимательской деятельности на 43,5%. Если в первом квартале 2004 г. душевые денежные доходы в среднем превышали прожиточный минимум в полтора раза, то в первом квартале 2006 г. - уже в 1, 9 раза.
Уровень бедности за два года сократился более чем на треть.
В своем докладе главой Верхневолжья приоритетным звеном в экономической политике региона определена инвестиционная деятельность по нескольким направлениям одновременно.
Первое — размещение новых высокотехнологичных производств, ориентированных на рынки Московской агломерации. Речь идёт о таких отраслях, как машиностроение, лёгкая промышленность, деревообработка, производство строительных материалов, переработка сельхозпродукции.
Второе направление — инфраструктурное обслуживание транспортных потоков. То есть - складские терминалы, логистические центры, мотели и придорожный сервис, в перспективе - создание транспортных узлов, в том числе ориентированных на использование авиатранспортных потоков. Под Тверью находится аэродром двойного базирования Мигалово, который и раньше использовался гражданской транспортной авиацией.
Третье направление привлечения инвестиций - обеспечение внутреннего спроса: супермаркеты, торгово-развлекательные центры, предприятия бытового обслуживания, в том числе в туристически привлекательных местах.
Следующее направление - инвестирование в традиционные отрасли тверской экономики с целью более эффективного использования их потенциала: в лесную и деревообрабатывающую промышленность, в туризм, в сельскохозяйственное производство, в разработку имеющихся запасов полезных ископаемых.
Особое внимание Дмитрий Зеленин уделил развитию инновационных секторов. Для Тверской области это программирование, химия полимеров, а также биотехнологии и биотопливо, в том числе на базе торфа и отходов деревообработки.
Работа региональной администрации по развитию малого бизнеса принесла год назад победу в конкурсе
Минэкономразвития на создание IТ-бнзнес- инкубатора. Суть проекта: для начала создаётся 250 рабочих мест, ежегодно их число будет удваиваться.
В текущем году запущены два крупных рекреационных проекта в Зубцовском и Конаковском районах с общим объёмом инвестиций свыше 5 миллиардов рублей. В стадии разработки ещё три аналогичных проекта. Серьёзные надежды возлагаются на подготовленную к конкурсу заявку с проектом туристско-рекреационной зоны на озере Селигер, рядом с истоком Волги.
Учитывая слабую степень газификации природным газом - 52%, а на селе -17,6%, расширение сети газопроводов-отводов, межпоселковых и внутрипоселковых сетей стало для администрации Тверской области приоритетным региональным проектом. В настоящее время работа в этом направлении существенно активизирована в связи с тем, что руководству области удалось найти понимание с ОАО «Газпром» по всему кругу вопросов.
Особое внимание в своем докладе Дмитрий Зеленин уделил финансовой и административной реформе. В настоящее время в Тверской области завершается создание эффективной модели управления, ориентированной на результат. Цель преобразований - сделать власть реально ответственной перед населением за свои действия и за расходуемые ресурсы, полученные от налогоплательщиков.
Реформа позволит обеспечить повышение эффективности бюджетного рубля, прозрачность бюджетной политики, позволит четко фиксировать цели администрации Тверской области и их реальное достижение. Каждый чиновник, особенно руководитель, будет отвечать не просто за выполнение текущей работы, а за достижение определенных целей, измеряемых конкретными показателями.
В 2006 году была разработана и впервые в России получила правовое закрепление в областном законе новая система планирования, утверждения и исполнения бюджета, предполагающая составление среднесрочного программного бюджета, основанного на бюджетных целевых программах.
В итоге в нынешнем году подавляющая часть расходов областного бюджета ориентирована на конечный результат - это расходы практически всех отраслевых органов исполнительной власти. Начиная с 2007 года, бюджет Тверской области будет на 80% формироваться на программной основе с учетом сформированного реестра расходных обязательств.
Высокой оценкой проделанной работы можно считать также выбор Тверской области в качестве единственного пилотного региона для участия в проекте Европейского Союза и Минфина России «Управление субнациональными общественными финансами в Российской Федерации». Тверская область будет являться первым регионом для отработки оптимальных моделей управления региональными финансами.