Главная/ Это интересно/ Проблемы и решения/ (страница 10)/

Москва. На устойчивость проверят столичные высотки, стадионы, тоннели, мосты

На минувшей неделе в медиа-центре газеты `Известия` состоялся `круглый стол` на тему `Наиболее опасные здания в Москве: слухи и реальность`

На минувшей неделе в медиа-центре газеты `Известия` состоялся `круглый стол` на тему `Наиболее опасные здания в Москве: слухи и реальность`. На заседании были приглашены первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы Александр Косован, первый заместитель главного архитектора столицы, руководитель НИИ экспериментального проектирования Юрий Григорьев, представители других строительных и проектных организаций Москвы.

По словам Александра Косована, трагедия `Трансвааль-парка` стала поводом к тому, чтобы обратить еще более пристальное внимание на вопросы безопасности строительства. Результаты работы комиссии правительства Москвы, созданной для расследования причин обрушения аквапарка, должны стать предметом тщательного анализа для всех, кто задействован в строительной сфере. В состав комиссии включены ведущие российские эксперты в области архитектуры, конструкторских расчетов, строительных материалов. В их компетентности, подчеркнул А. Косован, сомневаться не приходится. Они провели всестороннее обсуждение трех заключений разных экспертных групп, компетентных инстанций, занимавшихся изучением обстоятельств, приведших к разрушению объекта. Однако до уточнения некоторых важных параметров и обнародования результатов работы комиссии говорить об истинных причинах обрушения, по мнению Александра Косована, некорректно.

Но правительство Москвы этим ограничиваться не собирается. Самое пристальное внимание будет уделено и работе другой экспертной комиссии - по оценке надежности конструктивных решений и проверке технического состояния строительных конструкций большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений, возведенных и проектируемых в Москве. В ее состав вошло около 50 человек, которых можно назвать цветом российской науки и практики в области проектирования и строительства. В основном это представители НИИ, люди, способные давать беспристрастные оценки. Возглавит же комиссию первый заместитель мэра в правительстве Москвы Владимир Ресин. И это тоже вполне оправданно, поскольку позволит решить массу оргвопросов, в том числе обеспечит беспрепятственный допуск проверяющих на объекты. Все частные компании уже предупреждены о предстоящих проверках, дабы никаких препятствий в этом плане не возникало. Экспертное же заключение в любом случае будет давать не председатель, а вся комиссия. Так что попытки некоторых СМИ заранее обвинить ее в необъективности по меньшей мере странны.

Тщательной проверке, заявил Александр Косован, будут подвергнуты не только постройки 30-40-летней давности, но и возведенные и даже проектируемые в наши дни. На устойчивость будут проверяться столичные высотки, стадионы, тоннели, мосты. Для этого, по указанию Юрия Лужкова, решено привлечь и ведущих иностранных специалистов. С этой целью ведутся переговоры с рядом ведущих строительных компаний из-за рубежа. Уже составлен перечень проверяемых объектов, всего их более 60. И можно не сомневаться, что в соответствии с утвержденным графиком проверяться они будут самым скрупулезным образом. При этом Александр Косован высказался за то, чтобы о сроках и результатах этой работы были проинформированы москвичи. Результаты эти также станут предметом изучения, принятия соответствующих мер.

Комиссия только приступила к работе. В числе объектов, которые проверяются в первую очередь, Александр Косован назвал `Лужники`, Дворец спорта `Олимпийский`, шпиль на Поклонной горе, все высотные здания, как сталинской, так и современной постройки. Экспертизу на прочность предстоит выдержать спортивным аренам и концертным залам, где есть козырьки, навесы, перекрытия.

- Быть может, такой опасности и нет, - заметил Александр Давыдович. - Тем не менее проверены будут все объекты, где сосредотачивается большое количество людей.

Впрочем, судить о том, представляет ли хоть какую-нибудь опасность тот или иной объект, по словам первого заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции, можно лишь после того, как комиссия даст соответствующее заключение. До этого ставить на объекте потенциально опасный `штамп` нельзя. Если специалисты сочтут, что объект действительно опасен для проживания или нахождения там людей, немедленно будут приняты меры.

Первый заместитель главного архитектора столицы Юрий Григорьев добавил, что должен осуществляться и постоянный мониторинг состояния любого здания. За это несут ответственность соответствующие службы, отвечающие за его эксплуатацию. Но дело, увы, не только в этом.

По словам Александра Косована, недавнее ЧП в Архангельске, где от взрыва газа `сложилась` девятиэтажка, видимо, потребует не только от руководства строительного комплекса, но и в целом от правительства РФ решения принципиально новых задач. Видимо, пришла пора проработать какие-то нормы с учетом антитеррористической направленности тех или иных чрезвычайных ситуаций. Ибо любой дом, даже пятиэтажка, в зависимости от характера воздействия - тоже объект опасный. Наше сложное время заставляет ставить вопрос именно в такой плоскости, в чем-то менять подходы к проектированию и строительству.

- Чем больше город, тем больше в нем проблем, начиная с вопросов градостроительства, заканчивая осуществлением замыслов по его комплексному развитию и застройке, - подчеркнул Юрий Григорьев. - Сюда входят и жилье, и уникальные здания, и объекты жизнеобеспечения. Тем не менее правительство Москвы их эффективно решает. За последние 10 лет Москва преобразилась, приобрела индивидуальное лицо, столичный вид.

Но изменение экономических условий обусловливает и постановку новых задач, проблем, с которыми раньше Москва не сталкивалась. Появились, отметил первый заместитель главного архитектора, столицы, сооружения другого функционального назначения, уникальные, культовые объекты. То есть рамки деятельности архитекторов, проектировщиков и строителей все время расширяются.

Но базой для проектно-строительного комплекса Москвы остается новый генеральный план. Подчеркнув это, Юрий Григорьев отметил, что Москва, учитывая ее специфику, имеет свою нормативную базу. За последние пять лет здесь изменились фактически все нормы, по которым работают строители и проектировщики. В основном они подведены под уровень международных стандартов. Это касается как жилья, так и объектов инфраструктуры. А с учетом того, что свободной территории в черте Москвы все меньше, задачи эти только усложняются.

В любых крупных городах, сказал Юрий Григорьев, необходимо уплотнение застройки. И Москве от этого никуда не деться. Город продолжает расти численно, этому способствует как открытая система регистрации, так и привлекательные экономические возможности столицы. Искать свое счастье к нам приезжают не только со всей России, но и из бывших союзных республик. И эти вопросы завязываются в сложнейший клубок, который специалисты должны развязывать грамотно и последовательно.

Волюнтаризм, спешка, авралы - здесь плохие попутчики, заявил первый заместитель главного архитектора столицы. А они порой имеют место. И там, где надо семь раз отмерить, а один - отрезать. В Москве прилагают максимум усилий к тому, чтобы избегать таких подходов в проектировании и строительстве. Вся система, начиная с заказа и выбора инвесторов, заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию, находится под жесточайшим контролем. В ней предусмотрены все необходимые звенья, каждое из которых отвечает за свой участок. На предпроектной стадии собираются все исходные данные, изучается возможность размещения того или иного объекта с учетом нормативных требований - инсталляции, пожарной безопасности и т. п. Все эти аспекты необходимо тщательно соблюдать. И это, еще раз подчеркнул Юрий Григорьев, сегодня делается.

Из-за дефицита земель город поворачивается лицом к глобальной реконструкции всего капитального фонда. Это касается не только жилья, но и промышленных, коммунальных, прочих объектов. Появились и принципы престижности заказчика, подчас не всегда оправданные: дескать, хочу как можно выше или круче, моднее или богаче! Эти требования зачастую выдвигаются без учета окружающей среды, архитектурной композиции, гармонии застройки. С такими перекосами, по словам Юрия Григорьева, идет решительная борьба, особенно в центре города, в исторической части Москвы.

На протяжении последнего десятилетия принят ряд нормативных документов, ограничивающих размещение в центральной части города зданий повышенной этажности, за исключением нового делового комплекса `Москва-сити`. Есть четкий реестр зданий, которые можно сносить и которые ввиду исторической и культурной ценности сносу не подлежат. Все это тщательно анализируется и после коллегиальных обсуждений с участием специалистов оформляется в виде окончательных решений.

Сегодня в центральной части города высотных строений, под которыми понимают здания выше 75 метров, фактически нет. При возведении таких зданий предъявляются специфические, повышенные требования к безопасности. Это касается не только конструктивных элементов здания, его устойчивости, но и системы эксплуатации, жизнеобеспечения - отопления, вентиляции, кондиционирования, пожарных и унитарных требований и т. д.

- Многие годы, - продолжил Юрий Григорьев, - вопросам качества эксплуатации в нашей стране уделялось крайне мало внимания. Например, проектировщики сегодня настаивают на том, чтобы в проект сметы закладывали и усредненную стоимость эксплуатации здания, как это делается в цивилизованных странах. Мы сделали проект, строители возвели здание, а что дальше? Дальше должен осуществляться непрерывный мониторинг, призванный выявлять соответствие тем нормативам, которые были заложены в проекте и выполнены при строительстве.

Как и человек, большой город - это живой организм. Какие-то клетки в нем отмирают, какие-то появляются. Это происходит не только в Москве. Но Юрий Григорьев особо подчеркнул, что процесс этот идет под бдительным контролем Общественного градостроительного совета при мэре Москвы, консультативного совета при главном архитекторе города. В нем задействованы Главное управление охраны памятников, Комитет по культуре, другие органы, которые несут за это ответственность и выносят вердикты применительно к тем или иным старинным зданиям. Однако Юрий Григорьев призвал отделять здесь зерна от плевел.

Он, в частности, напомнил, что некоторые здания в начале прошлого века, в период активного развития капитализма в России, когда появлялись доходные дома и т.п., возводились в ущерб традиционной усадебной застройке Москвы. Она стала нарушаться в угоду новоявленным капиталистам. В центре города тогда появилось много зданий, которые никакой архитектурной и исторической ценности не представляют. К тому же в них все прогнило, восстановлению они фактически не подлежат. Иногда, когда несущие конструкции уже не сохранить, проектировщики и строители вынуждены идти на новодел.

В свете последних событий особую актуальность приобретает и противопожарная безопасность таких зданий. На `круглом столе` прозвучала такая цифра: в центре столицы около 4 тысяч зданий с деревянными перекрытиями, в том числе исторических памятников. Они, как и Манеж, могут вспыхнуть в любой момент. Чтобы этого не произошло, специалисты сегодня активно проверяют электропроводку, которая подчас не менялась десятилетиями. Но и хозяева этих объектов, как говорится, не должны лежать на печи. Юрий Григорьев, руководящий Институтом экспериментального проектирования, расположенном в Столешниковом переулке, признался, что деревянные перекрытия этого старого здания тоже не дают ему спокойно спать. Каждый раз, уходя с работы, он строго напоминает о мерах противопожарной безопасности. А ведь с такими конструкциями у нас полцентра...

Кроме того, одна из труднейших задач при работе в центре - это организация и размещение огромного количества автомобилей.

- Мы все-таки пытаемся загнать их под землю, - заявил Юрий Григорьев. - Чтобы человек чувствовал себя хозяином на земле. Для этого разработан целый ряд мероприятий по подземной урбанизации центра.

Важнейшей задачей остается улучшение жилищных условий москвичей. За последние семь-восемь лет кардинально изменился уровень комфортабельности жилья, его инженерного оборудования, качества строительства. И хотя в Москве немало противников как панельного, так и монолитного домостроения, хотя споры между ними не прекращаются, пока в градостроительной политике придерживаются привычных решений, ибо крупнопанельное домостроение разработано тщательней других перспективных направлений. Но осуществляется все это в контексте с новой архитектурой, новой планировкой, индивидуальными особенностями районов застройки.

Сегодня герой `Иронии судьбы` наверняка не спутал бы новый московский микрорайон с питерским, поскольку они не похожи. В огромной столице уже не два-три типа зданий, которые в погоне за валом квадратных метров проектировали десятилетиями. Возводимые сегодня районы имеют неповторимое лицо, своеобразное подобие малой родины. И в этом, подчеркивали участники `круглого стола`, немалые усилия строительных организаций, проектировщиков, архитекторов, инженеров, ибо даже для того, чтобы изменить какую-то деталь на конвейере, требуется огромная творческая работа.

Все наши новые начинания, творческие поиски, касается ли это реконструкции, инженерного оборудования или чего-то иного, мы обязаны в экспериментальном порядке предварительно проверять на образцах и лишь после этого запускать в тираж.

В особенности это касается уникальных объектов, где, по словам первого заместителя главного архитектора Москвы, перед началом строительных работ необходимо делать модельную проверку. Производить те пресловутые семь `отмеров`, которые предшествуют единственному отрезу...

Касаясь того, насколько безопасно строить в столице жилье, Александр Косован признал, что для строительства наша земелька, московские грунты - достаточно сложные. Под городом проходит много подземных коммуникаций. Это вызывает дополнительные сложности, влечет дополнительные затраты при возведении фундамента, нулевого цикла здания, но не является непреодолимым препятствием для строительства. Если уж в Японии города в море строят, то в Москве объект можно возвести в любых условиях, каким бы ни было геологическое состояние грунтов. По каждому виду земли, геологического разреза, подчеркнул Александр Косован, существуют свои расчеты и основания.

Об особенностях московских почв на `круглом столе` поведал директор НИИ оснований подземных сооружений Вячеслав Ильичев. Согласившись, что строить можно на любых грунтах и в любом месте, он подчеркнул: `Это не значит, что надо строить либо одинаково на всех грунтах, либо доверять эту задачу любой строительной организации`.

Уплотнение городской застройки заставляет все в большей степени осваивать подземное пространство города. Первым таким знаковым шагом стал торгово-рекреационный комплекс `Охотный Ряд`. Вообще же московская подземная инфраструктура, по отзывам зарубежных специалистов, приезжающих к нам учиться, сделана на высочайшем уровне. `Охотный Ряд` явился качественным скачком в этом плане. Там появились новые технологии, стройматериалы, в том числе бетон с особыми свойствами по прочности и водонепроницаемости. Вокруг этого сооружения находится 11 исторических памятников, и ни один из них не пострадал. Поскольку объект возводился вне всяких привычных норм, пришлось создавать для него специальные условия строительства, отдельную систему мониторинга и научного сопровождения. И этот уникальный опыт, по словам Вячеслава Ильичева, фактически превратился сегодня в норму.

- Технически сейчас можно сделать глубокий котлован в непосредственной близости от любого здания, и оно не пострадает, - отметил Вячеслав Александрович. - Но надо уметь это сделать!

Соответствующими нормами определено, на какое расстояние влияет тот или иной котлован. И инвестор обязан произвести обследование всех зданий, попадающих в эту зону, зафиксировать их состояние документально, получить подписи жильцов или эксплуатирующих организаций, составить акт. Инвестор обязан с помощью специализированных организаций рассчитать внешнее влияние на здание, и если оно будет негативным, заложить в проект его защиту. Это, по договоренности с хозяином, может быть и последующий ремонт, и предварительное усиление фундамента. Стартовав с `Охотного Ряда`, подобная процедура пролегла через Гагаринскую площадь, лефортовские тоннели и т.д.

О сложностях этой процедуры можно судить по той же Гагаринской площади. Там предстояло возвести тоннель, который бы `перепрыгивал` станцию метрополитена. Этот подземный мост, который нес на себе 8 рядов автомобильного и 2 ряда железнодорожного движения, был построен не только по требованиям, предъявляемым к этим сооружениям, но и по требованиям этой станции. Первоначальный проект был сильно изменен, сделали 20 вариантов фундамента подземного моста, а прошел только один. Станция метрополитена оказалась надежно защищена, ее осадка, по расчетам специалистов, не превысит и сантиметра. Работа поистине уникальная. При строительстве тоннелей в Лефортове прилегающие здания были исследованы таким же образом и была произведена их защита.

По словам Вячеслава Ильичева, по существу, в Москве сформировалась новая отрасль современного уровня - это подземное строительство городского назначения. Она существенно отличается от горного строительства, которое определяет лишь прочность горной выработки. Городские подземные сооружения не требуют специальных допусков, эксплуатируются в обычном порядке. Если горняки зарабатывают под землей деньги, то москвичи постепенно привыкают тратить их там! Но чтобы такой подход стал необратимым, расчет и качество строительных работ должны быть безукоризненными. А критерии здесь такие же, как на земле, - чтобы не подвергался деформации потолок, отсутствовали трещины, не обвалилась штукатурка...

Подобные нормы распространяются и на строительство подземных гаражей, банковских хранилищ и т.д. Кстати, в Москве эти нормы - более жесткие и прогрессивные, чем в целом по России. Благодаря нынешней градостроительной подлянке столица создала одну из лучших в мире система по нормированию подземного строительства.

Юрий Григорьев подчеркнул, что в последние годы московские архитекторы разработали рекомендации по предотвращению прогрессирующих обрушений в сооружениях любого функционального назначения. Сегодня они имеются во всех проектных и строительных организациях. Там учетные все возможные экстремальные ситуации. И проектировщики, строители, эксплуатационники должны знать, жестко соблюдать эти требования. В чем-то даже регулярно перестраховываясь. Как говориться, береженого Бог бережет…

по материалам reline.ru
26 марта 2004



Хотите узнать больше? Найти все про Москва. На устойчивость проверят столичные высотки, стадионы, тоннели, мосты


Также в этой рубрике:
 
Москва. Догоним и перегоним Европу. Хотя бы в столице
На каждого москвича должно приходится 40-70 квадратных метров жилья
Новое строительство в Москве
В последнее время в Москве отчетливо прослеживается тенденция комплексного подхода к застройке
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00