Главная/ Регионы/ (страница 288)/ |
1. Состояние строительного комплекса Ивановской области
Строительный комплекс Ивановской области включает 1479 подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций, проектных и других предприятий различных форм собственности, в которых работают 5797 человек (2002 г. — 6130 человек).
Состояние строительной отрасли Ивановской области характеризуется следующими показателями: удельный вес строительства в основных показателях экономики в 2002 г. составил:
Согласно директивных направлений Госстроя РФ по обеспечению отечественного строительного рынка высококачественными и эффективными строительными материалами, в 90-е г.г. в Ивановской области на ведущих предприятиях производства строительных материалов своевременно была проведена система мер по оснащению и модернизации существующего производства на выпуск продукции по новым технологиям.
Предприятия области, выпускающие местные строительные материалы, конструкции и изделия, имеют современную конкурентоспособную сертифицированную номенклатуру продукции. Существующие мощности и установленное современное отечественное и импортное оборудование эксплуатируются неэффективно по причине недостаточного финансирования и малых объемов капитального строительства в Ивановской области. Половина выпускаемой сегодня продукции идет в Подмосковье и соседние области.
Минерально-сырьевая база (гравий, щебень, песок, глина, известь, торф) имеет запасы, гарантирующие работу предприятий по полной мощности на 50 — 70 лет. Использование в производстве техногенных отходов тепловых станций и деревообрабатывающих предприятий поставлено на промышленно-коммерческую основу.
Не производимые в области строительные материалы: кровля, стекло, цемент, отдельные виды мягких утеплителей, металл и оборудование завозятся в область с Владимирской, Ярославской, Нижегородской, Московской областей. Существующая интеграция регионального строительного комплекса позволяет экономически эффективно использовать имеющийся потенциал соседних областей на рыночных отношениях.
Средний уровень загрузки производственных мощностей в строительном секторе в 2003 г. составил 30,3 %. Уровень использования мощностей в производстве строительных конструкций колеблется от 2,9 % до 92,9 %.
Степень износа основных фондов подрядных строительных организаций (крупных и средних) к началу 2003 г. составила 53,6 %; степень износа машин и оборудования — 67,9 %; доля полностью изношенных машин и оборудования — 41,4 %; износ транспортных средств — 65,6 %; удельный вес полностью изношенных транспортных средств — 26,7 %.
Коэффициент обновления основных фондов в строительстве составляет 3,3 % (3,2 % в 2002 г.).
Технологическая структура инвестиций в 2003 г. характеризуется уменьшением строительно-монтажных работ до 54,4 % (2002 г. — 58,2 %). По итогам 2003 года общий объем инвестиций по отрасли строительство составил 4762,7 млн. рублей, что составляет 128,3% по сравнению с 2002 годом.
В 2003 г. по договорам строительного подряда предприятиями всех форм собственности выполненный объем работ составил 2337,4 млн. рублей (116,6 % к уровню 2002 г.).
Объем проектно-изыскательских работ в 2003 г. — 111,8 млн. рублей (78,1 % к уровню 2002 г.).
В области с 2001 г. наметилась тенденция роста объемов жилищного строительства. В 2003 г. введено 99,8 тыс. кв. м общей площади жилых домов, 101,1% к уровню 2002 года. 34 % общего объема введенного жилья построено населением за свой счет (в 2002г. — 41%).
Положение дел в строительном комплексе постепенно стабилизируется, наблюдается оживление деловой активности строительных организаций, рост объемов работ, выполненных по договорам строительного подряда. Вместе с тем финансовое положение строительных организаций остается напряженным, доля убыточных организаций в 2003 г. составила 32,1 % (39,3 % в 2002 г.).
Жилищный фонд Ивановской области составляет 24204 тыс. кв. м. Структура жилищного фонда: муниципальный — 27,5 %, государственный — 2,4%, частный — 69,5%, общественный — 0,1%, смешанной формы собственности — 0,5 %. Наблюдается увеличение ветхого и аварийного жилого фонда, на начало 2003 г. — 8485 зданий, общей площадью 462,5 тыс. кв. м (399 тыс. кв. м — 2001 г.). Жилищный фонд первых массовых серий, построенный на рубеже 60-х годов, составляет 377,9 тыс. кв. м (3 % от общей площади жилого фонда), требует проведения планового капитального ремонта и не удовлетворяет современным требованиям по эксплуатационным затратам на его содержание.
Состояние ЖКХ неудовлетворительное. Износ коммунальной инфраструктуры на конец 2002 года составляет 61,9 %. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования фактически заменен аварийно-восстановительными работами. Необходима реконструкция водозаборных сооружений общей мощностью 82,7 тыс. куб. м/сутки; очистных сооружений, мощностью 80 тыс. куб. м; замена и неотложный ремонт 2% ( 45,9 км) водопроводных сетей, 16,2% (136,2 км) канализационных сетей. Отсутствуют общегородские очистные сооружения в исторических городах Кинешме, Пучеже, Юрьевце, Лухе, что приводит к сбросу неочищенных стоков в р. Волгу, р. Лух и загрязнению окружающей среды. Требуется реконструкция и модернизация источников теплоснабжения общей мощностью 575 Гка/час и замена 17% (274,3 км) тепловых сетей. Необходима замена 2470 км коммунальных электрических сетей и трансформаторных подстанций, суммарной мощностью 523 тыс. кВА.
2. Цели и задачи стратегии развития строительного комплекса, этапы реализации стратегии
Целями стратегии являются:
1. Мобилизация средств различных источников финансирования на разработку и реализацию приоритетных инвестиционных проектов.
2. Реализация социальных федеральных и областных программ по развитию городов и сельских населенных мест. Удовлетворение возросших потребностей населения области на жилье различной степени комфортности. Повышение уровня обеспеченности современными объектами обслуживания социальной и инженерной инфраструктуры.
3. Максимальное повышение эффективности и конкурентноспособности предприятий строительного комплекса и смежных отраслей, обеспечение экономики области продукцией высокого качества, полностью удовлетворяющей потребности современного строительства.
Указанные цели предполагают решение комплекса задач в области градостроительства, архитектуры, жилищного строительства, коммунального хозяйства, производственного строительства, в том числе предприятий строительных материалов.
Мероприятия стратегии будут выполняться поэтапно.
На первом этапе (2004-2006 годы) будет осуществляться нормативно-правовое обеспечение, проведение организационных мероприятий, реализация подпрограмм и областной целевой программы "Жилище".
На втором этапе (2007-2010 годы) — широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации стратегии по всем направлениям, продолжение реализации подпрограмм и областной целевой программы "Жилище".
3. Градостроительство и архитектура
Для создания благоприятной среды жизнедеятельности населения области, необходимо приведение городов и поселений в упорядоченное состояние.
Определение современных градообразующих факторов, в новых условиях общественно-экономических отношений, и построение на их основе перспектив развития каждого города, — главное направление развития градостроительства в области.
Концентрация скудных ресурсов муниципальных образований на приведение в сбалансированное состояние размеров жилого фонда, мощностей и пропускной способности объектов социальной инфраструктуры, содержание в равновесном состоянии экологической системы окружающей среды требует разработки градостроительной документации на новом современном уровне.
Сложившаяся в последние десятилетия тенденция вседозволенности использования городских территорий и объектов без учета интересов всего населения и будущих поколений должна быть искоренена. Для этого необходимо оперативное принятие недостающих и совершенствование действующих законов градостроительного регулирования и нормативно-технического обеспечения строительной деятельности. Совершенствование рынка недвижимости и установление дифференцированной платы за землю, с использованием этих средств на повышение качества городской среды.
Сложившееся в Ивановской области положение с наличием градостроительной документации, требует опережающей инициативы от администрации области и глав муниципальных образований в разработке генеральных планов городов и поселений, на условиях совместного финансирования. Из 17 городов и 37 рабочих поселков Ивановской области только генеральные планы городов Иваново и Тейково находятся в стадии разработки, остальные требуют полного пересмотра или значительной корректировки.
На период реализации стратегии планируется осуществить:
В области архитектуры планируется продолжить работу по обеспечению сохранности архитектурного облика исторических городов и в особенности их центров, на разработку архитектурно-строительных систем нового поколения, сохраняя своеобразие региональной Ивановской архитектуры. Формировать средствами малой архитектуры и озеленения благоустроенное пространство жизнедеятельности населения.
4. Производственное строительство
Приоритетными направлениями инвестиций в Ивановской области остается строительство объектов в наиболее прогрессирующих отраслях экономики:
5. Строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры
В области жилищного строительства планируется осуществить переход к интенсивному восстановлению существующего жилого фонда и инженерных систем, к увеличению объемов нового жилищного строительства на основе современных эффективных, энергосберегающих архитектурно-строительных систем.
Для решения перечисленных задач требуется:
Согласно утвержденной областной целевой программы "Жилище" ввод жилья всех форм собственности по Ивановской области за период 2004-2010 годы должен составить 1515 тыс. кв. м., объем ввода в 2010г. составит 250 тыс. кв. м..
В настоящее время доля инвестиций в строительство объектов обслуживания населения составляет третью часть от общего объема. Строительство социально значимых объектов осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов. Из федерального бюджета продолжается финасирование строительства Холуйского училища лаковой миниатюры, Палехских художественных мастерских, НИИ материнства и детства, родильного дома в г. Иванове.
В 2004 году планируется увеличение в 1,7 раза инвестиций на социально-значимые объекты за счет средств областного бюджета.
Строительство коммерческих объектов обслуживания осуществляется за счет средств частных инвесторов.
6. Жилищно-коммунальное хозяйство
В сфере жилищно-коммунального хозяйства предлагается провести следующий комплекс мер:
1. Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
2. Совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере; формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
3. Реализация мероприятий предусмотренных подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области", областной целевой программы "Жилище" на период 2002-2010 годы по модернизации систем тепло— и водоснабжения;
4. Разработка и утверждение генеральных схем энергоснабжения городов и поселков области;
5. Проведение энергоаудита объектов муниципальной и областной собственности с обязательным оформлением энергетического паспорта потребителя топливно-энергетических ресурсов;
6. Разработка и утверждение нормативов расхода топлива на отопительных коммунальных котельных; нормативов потерь тепловой и электрической энергии в сетях на уровне муниципальных образований;
7. Завершение приемки-передачи в муниципальную собственность жилищного фонда, объектов и систем коммунального назначения до 2006 года;
8. Оснащение приборами учета потребления энергии, горячей и холодной воды, газа на границах разграничения балансовой принадлежности, а также в жилищном хозяйстве, на объектах социальной сферы, в учреждениях бюджетной сферы всех уровней;
9. При строительстве и модернизации систем жизнеобеспечения жилищно-коммунального хозяйства предусматривать:
9.1. Реконструкцию котельных с использованием местных видов топлива в муниципальных образованиях, имеющих запасы торфа (Гаврилово-Посадский, Комсомольский и Южский районы);
9.2. Внедрение автономных источников тепла в экономически обоснованных случаях (модульных котельных, встроенных или пристроенных к обслуживаемому зданию), газовых теплогенераторов для отопительных систем и т. д.;
9.3. Использование для бесканальной прокладки тепловых сетей защищенных от коррозии стальных труб с эффективной пенополиуретановой теплоизоляцие;
9.4. Проведение мероприятий по наладке гидравлических режимов систем теплоснабжения;
9.5. Использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах водоснабжения;
10. При проведении работ по модернизации жилищного фонда предусматривать:
11. Газификация жилищного фонда и коммунальных объектов в городе Плесе; Гаврилово-Посадском, Заволжском и Комсомольском районах.
7. Совершенствование базы строительной индустрии и промышленности строительных материалов
Производственная база крупных предприятий строительной индустрии Ивановской области находится в хорошем состоянии и не требует значительных инвестиций для технического перевооружения. Выпускаемый ассортимент продукции соответствует современным отечественным стандартам качества.
Стратегическим направлением в развитии предприятий строительных материалов является ликвидация дефицита отдельных видов строительной продукции, не выпускаемых в области:
Немаловажным фактором эффективной работы предприятий, производства строительных материалов будет являться не только увеличение объемов строительства, но и возобновление выпуска в Ивановской области сводного каталога номенклатуры выпускаемой продукции, что позволит проектировщикам и заказчикам применять наиболее экономичные изделия местного производства, шире внедрять имеющиеся в области энергосберегающие технологии и своевременно давать рекомендации по изменению номенклатуры изделий.
Значительную роль в последние годы на рынке строительной продукции приобрели малые предприятия, развивающие производство тех или иных материалов, фарнитуры, оборудования, которые не производились крупными и средними предприятиями стройиндустрии области. Поддержка частного предпринимательства и развитие конкурентности по выпуску отдельных видов продукции используемой в строительстве, является также приоритетным направлением в работе администрации области.
8. Научно-техническое и кадровое обеспечение строительной отрасли
Научно-техническое обеспечение и сопровождение разработок по совершенствованию технологических процессов, выпуска новой строительной продукции и оборудования в области может осуществлять Ивановская архитектурно-строительная академия, государственный энергетический университет и ряд проектных институтов, обладающих высококвали— фицированными научными и инженерными кадрами при условии развития лабораторной базы. Стратегическими направлениями научных и технологических разработок должны стать:
1. Ориентация производства конструкций для сборного, сборно-монолитного и каркасного строительства на адаптацию к любым архитектурным проектам, с различным набором квартир, на любой спрос населения;
2. Снижение веса отдельных конструктивных элементов, внедрение легких строительных материалов, неметаллической арматуры, что позволит отказаться от тяжелых грузоподъемных механизмов, сварки, энергоемких технологических проектов;
3. Увеличение доли строений из сборно-монолитного железобетона и кирпича и сокращение доли крупнопанельного домостроения в общем объеме строительства жилья;
4. Придание типовым изделиям ДСК и ЖБИ многообразных форм, уход от принципа "одной марки изделий — одну форму", что позволит разнообразить внешний вид строений, поднять уровень комфортности квартир, сделать ДСК и заводы ЖБИ экономически конкурентно-способными на строительном рынке. Работа ДСК и заводов ЖБИ станет подвижной, гибко реагирующей на запросы потребителей;
5. Снижение стоимости строительства, экономия энергоресурсов на предприятиях стройиндустрии, снижение эксплуатационных показателей вводимых зданий и сооружений;
6. Использование производственных и бытовых отходов в производстве строительных материалов;
7. Разработка нетрадиционных источников энергоснабжения.
Не смотря на наметившийся рост объемов выполненных работ по договорам строительного подряда, численность работающих в организациях стройкомплекса продолжает сокращаться. Из-за сложившегося сезонного характера строительных работ, неудовлетворительной заработной платы (2002 г. — 3225 руб., 2003 г. — 4478 руб.) наблюдается высокая текучесть кадров. Уже сейчас не хватает каменщиков, плотников, штукатуров, крановщиков, бульдозеристов, слесарей сантехников; растет средний возраст рабочих строителей.
Система профтехобразования области может решить проблему увеличения выпуска квалифицированных рабочих общестроительных профессий при изменении номенклатуры госзаказа.
Для выполнения всех объемов строительства намеченных в области требуется восстановить отряд строителей до численности 10000 человек.
Масштаб обозначенных стратегией задач требует совершенствования кадровой политики и разработку специальной программы многоуровневого образования и повышения квалификации кадров стройиндустрии Ивановской области. Для чего необходимо:
9. Система государственного регулирования деятельности строительного комплекса
Ослабление государственного регулирования в строительном комплексе привело к ухудшению качества строительной продукции, необоснованным градостроительным решениям, снижению безопасности эксплуатации объектов.
Для проведения организационных мероприятий по внедрению в практику строительной деятельности Ивановской области механизмов повышения эффективности функционирования и развития строительного комплекса, необходимо создание нового государственного органа (Управление строительным комплексом) при областной администрации, который должен сосредоточить в своем управлении все государственные инвестиционные фонды, выделяемые на новое строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений.
Управление должно возглавить реализацию утвержденных программ финансируемых с использованием бюджетных средств и ипотечных жилищных кредитов. Развитие рынка инвестиций предполагает его эффективное регулирование, эта задача в Ивановской области решается и будет решаться с помощью системы контрактно-договорных отношений, которая реализуется на основе проведения инвестиционных конкурсов и подрядных торгов. Сейчас это поручено органам далеким от профессионального понимания строительно-технологического процесса производства, в результате ситуация доведена до абсурда.
Управление призвано решить не только проблему регулирования эффективного использования финансовых средств, но и объединить разрозненные строительные организации всех форм собственности под единым началом, используя финансовые и налоговые рычаги, которые должны быть ему предоставлены властью. Идея создания Управления по руководству строительной отраслью поддерживается руководителями всех предприятий и организаций Ивановской области.
Поддержка малого предпринимательства будет осуществляться путем создания правовых и экономических факторов для его свободного развития. Корпоративные интересы строителей малого предпринимательства должна представлять добровольно созданная Гильдия, которая может взять на себя функции:
Для оптимизации затрат на капитальное строительство Управлением государственной вневедомственной экспертизы и ценообразования в строительстве Ивановской области к концу 2004 г. завершить разработку территориальных сметных цен на местные и привозные материалы, а также каталоги сметных цен на машины и механизмы и сборников территориальных единичных расценок для разработки сметной документации ресурсным методом.
В 2005-2006 годах разработать укрупненные показатели, необходимые для формирования инвесторских смет, позволяющих оперативно, с необходимой степенью приближения оценивать стоимость строительства.
Внедрить принцип "одного окна" при подготовке исходно— разрешительной документации на строительство и при проведении экспертизы проектной документации с участием органов специализированной и ведомственной экспертизы.
Для обеспечения непрерывного архитектурно-строительного надзора на всех стадиях от обоснования инвестиций до завершения срока эксплуатации объекта усилить службу государственного архитектурно-строительного надзора.
10. Экономические механизмы реализации стратегии
Основным сдерживающим фактором развития капитального строительства в Ивановской области является ограниченность финансовых средств.
Стимулирование инвестиций в основной капитал должно осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:
11. Прогноз развития строительного комплекса
Исходя из основных показателей прогноза социально-экономического развития Ивановской области на период до 2006 года и утвержденных областных целевых программ к 2010 г. в строительном комплексе ожидается:
Предполагаемое развитие строительного комплекса приведет к увеличению налогооблагаемой базы организаций и предприятий в 1.5 раза.
В основном будет реализована одна из важнейших социальных задач государства — обеспечение широких слоев населения комфортным жильем.
Применение прогрессивных и ресурсосберегающих технологий позволит сократить сметную стоимость сооружаемых объектов, значительно снизить эксплуатационные расходы на их содержание.
Увеличиться в два раза занятость населения в строительном комплексе.
Доступность жилья для молодых семей в значительной степени изменит демографическую ситуацию в области.
Сохраниться для будущих поколений бесценное историческое наследие "малой родины".
Хотите узнать больше? Найти все про Стратегия развития строительного комплекса Ивановской области на 2004–2010 годы
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:39, страница Стратегия развития строительного комплекса Ивановской области на 2004–2010 годы - Регионы строительного портала prodekorsten.ru |