С 1 января 2006 года в России в очередной раз поменялась система. На этот раз система органов местного самоуправления. Вступила в действие новая редакция закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Наибольшим изменениям подверглась структура управления городом. Для повсеместного внедрения была предложена схема, при которой городскую администрацию должен возглавлять наемный менеджер, избранный на конкурсной основе, - так называемый сити-менеджер. Именно сити-менеджер теперь отвечает за бесперебойное функционирование городского хозяйства. Мэр же становится фигурой политической, оставаясь тем не менее главой муниципалитета. Новая модель муниципального управления разрабатывалась в соответствии с международным опытом. Контракт с профессиональными менеджерами на управление городским хозяйством был введен в США в 1914 г. и получил широкое распространение в 30-е годы. В настоящее время около 90% графств и поселений в США используют контрактный менеджмент.
За время существования новой системы в России сити-менеджеры появились в основном в малых городах, а также в так называемых дотационных регионах страны. Впрочем, есть отдельные уникальные случаи: в прошлом году в Башкирии одновременно прошли сразу 104 местных референдума, на которых население в едином порыве сказало "да" избранию глав муниципалитетов из числа депутатов местных Советов. Среди других регионов на эту модель целиком перешли также Брянская и Тюменская области, Удмуртия. Если же говорить о регионах-тяжеловесах, в них новая модель приживается с явным трудом. Тем не менее процесс постепенно набирает силу.
Главной проблемой стала конкуренция между мэром и сити-менеджером за реальный контроль над ситуацией и политическое влияние в регионе. В соответствии с законом, не последнюю роль в процедуре выбора сити-менеджера играет региональная власть. В составе конкурсной комиссии, которая оценивает кандидатуры претендентов и рекомендует к избранию депутатам, до половины членов должны составлять представители властных структур субъекта Федерации.
По мнению наблюдателей, во многом именно этим объясняется негативное отношение к такой схеме управления городом со стороны многих городских глав, ведущих непрерывную борьбу с лидерами регионов за независимость и самостоятельность. Так, например, свои сомнения в том, что эта повсеместно используемая в мировой практике система будет полезна Уральскому региону, не раз выражал мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, известный своим острым противостоянием с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем. По его словам, "сити-менеджеры работоспособны в условиях стабильной экономики и стабильной нормативной базы, когда все уже "устаканилось". Если мы ждем от города ускорения за счет нетрадиционных методов, то кто-то должен нести за него ответственность. А менеджер, который работает с девяти до шести по регламенту Думы, эту ответственность на себя брать не будет". В Самаре же сложный политический многоугольник взаимоотношений между губернатором области Константином Титовым, мэром Самары Георгием Лиманским и депутатами городского Законодательного собрания превратился в запутанный клубок с исчезновениями документов, обвинениями в фальсификации и финансовых злоупотреблениях. В итоге депутаты пытаются принять поправки в устав, предусматривающие появление фигуры сити-менеджера, а юристы Лиманского разработали проект, в котором выборы мэра остаются всенародными. Конфликт постепенно переходит на федеральный уровень: сегодня в него уже вовлечен полпред президента РФ по Поволжскому федеральному округу.
При этом широко распространяется практика, при которой муниципальные власти пытаются ограничить полномочия сити-менеджеров. Так, глава Тулы Владимир Могильников внес поправки в устав города, превратив сити-менеджера Альберта Уколова, отвечавшего фактически за все хозяйственные проблемы города, в фигуру, подвластную главе города. Без согласования с мэром нельзя было решить ни одного вопроса: ни кадрового, ни стратегического. В защиту сити-менеджера выступила областная прокуратура, добившись внесения изменений в текст контракта сити-менеджера Тулы. Однако, исправив одни "ошибки", сотрудники мэрии включили в текст новые добавления, заставляющие согласовывать все назначения и отчитываться по всем сделкам с муниципальным имуществом. Или еще пример: в Миассе (Челябинская область) еще в декабре 2004 года были внесены поправки в городской устав, согласно которым мэр избирается из состава Гордумы и становится его председателем, а городским хозяйством занимается сити-менеджер. Но в прошлом году депутаты столкнулись с серьезной проблемой - из-за противостояния двух парламентских групп Миасс более двух месяцев оставался без руководителей. В результате парламентарии вынуждены обсуждать обратные поправки в устав, восстанавливающие прямые выборы мэра.
Такого рода конфликты, безусловно, случаются и во взаимоотношениях наемных менеджеров с депутатами за рубежом. Но там четко определены правила игры: сити-менеджеры руководствуются стратегическим планом развития, а критерии оценки очевидны - это объем привлеченных в город инвестиций, количество вновь открытых рабочих мест, качество дорог и бытовой инфраструктуры. Нельзя забывать и про прозрачность структуры бюджета и процедуры проведения конкурсов в рамках муниципального заказа. Однако не очевидно, что данная управленческая модель приживется в России. Ведь при прочих равных ее эффективная реализация возможна только в случае активизации общественных процессов и усиления гражданского контроля.