Главная/ ЖКХ/ (страница 84)/

За бесперебойное функционирование городского хозяйства ныне отвечает наемный управленец

С начала 2006 года в России вступила в действие новая редакция закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Теперь городскую администрацию будет возглавлять наемный менеджер, избранный на конкурсной основе

С 1 января 2006 года в России в очередной раз поменялась система. На этот раз система органов местного самоуправления. Вступила в действие новая редакция закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Наибольшим изменениям подверглась структура управления городом. Для повсеместного внедрения была предложена схема, при которой городскую администрацию должен возглавлять наемный менеджер, избранный на конкурсной основе, - так называемый сити-менеджер. Именно сити-менеджер теперь отвечает за бесперебойное функционирование городского хозяйства. Мэр же становится фигурой политической, оставаясь тем не менее главой муниципалитета. Новая модель муниципального управления разрабатывалась в соответствии с международным опытом. Контракт с профессиональными менеджерами на управление городским хозяйством был введен в США в 1914 г. и получил широкое распространение в 30-е годы. В настоящее время около 90% графств и поселений в США используют контрактный менеджмент.

За время существования новой системы в России сити-менеджеры появились в основном в малых городах, а также в так называемых дотационных регионах страны. Впрочем, есть отдельные уникальные случаи: в прошлом году в Башкирии одновременно прошли сразу 104 местных референдума, на которых население в едином порыве сказало "да" избранию глав муниципалитетов из числа депутатов местных Советов. Среди других регионов на эту модель целиком перешли также Брянская и Тюменская области, Удмуртия. Если же говорить о регионах-тяжеловесах, в них новая модель приживается с явным трудом. Тем не менее процесс постепенно набирает силу.

Главной проблемой стала конкуренция между мэром и сити-менеджером за реальный контроль над ситуацией и политическое влияние в регионе. В соответствии с законом, не последнюю роль в процедуре выбора сити-менеджера играет региональная власть. В составе конкурсной комиссии, которая оценивает кандидатуры претендентов и рекомендует к избранию депутатам, до половины членов должны составлять представители властных структур субъекта Федерации.

По мнению наблюдателей, во многом именно этим объясняется негативное отношение к такой схеме управления городом со стороны многих городских глав, ведущих непрерывную борьбу с лидерами регионов за независимость и самостоятельность. Так, например, свои сомнения в том, что эта повсеместно используемая в мировой практике система будет полезна Уральскому региону, не раз выражал мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, известный своим острым противостоянием с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем. По его словам, "сити-менеджеры работоспособны в условиях стабильной экономики и стабильной нормативной базы, когда все уже "устаканилось". Если мы ждем от города ускорения за счет нетрадиционных методов, то кто-то должен нести за него ответственность. А менеджер, который работает с девяти до шести по регламенту Думы, эту ответственность на себя брать не будет". В Самаре же сложный политический многоугольник взаимоотношений между губернатором области Константином Титовым, мэром Самары Георгием Лиманским и депутатами городского Законодательного собрания превратился в запутанный клубок с исчезновениями документов, обвинениями в фальсификации и финансовых злоупотреблениях. В итоге депутаты пытаются принять поправки в устав, предусматривающие появление фигуры сити-менеджера, а юристы Лиманского разработали проект, в котором выборы мэра остаются всенародными. Конфликт постепенно переходит на федеральный уровень: сегодня в него уже вовлечен полпред президента РФ по Поволжскому федеральному округу.

При этом широко распространяется практика, при которой муниципальные власти пытаются ограничить полномочия сити-менеджеров. Так, глава Тулы Владимир Могильников внес поправки в устав города, превратив сити-менеджера Альберта Уколова, отвечавшего фактически за все хозяйственные проблемы города, в фигуру, подвластную главе города. Без согласования с мэром нельзя было решить ни одного вопроса: ни кадрового, ни стратегического. В защиту сити-менеджера выступила областная прокуратура, добившись внесения изменений в текст контракта сити-менеджера Тулы. Однако, исправив одни "ошибки", сотрудники мэрии включили в текст новые добавления, заставляющие согласовывать все назначения и отчитываться по всем сделкам с муниципальным имуществом. Или еще пример: в Миассе (Челябинская область) еще в декабре 2004 года были внесены поправки в городской устав, согласно которым мэр избирается из состава Гордумы и становится его председателем, а городским хозяйством занимается сити-менеджер. Но в прошлом году депутаты столкнулись с серьезной проблемой - из-за противостояния двух парламентских групп Миасс более двух месяцев оставался без руководителей. В результате парламентарии вынуждены обсуждать обратные поправки в устав, восстанавливающие прямые выборы мэра.

Такого рода конфликты, безусловно, случаются и во взаимоотношениях наемных менеджеров с депутатами за рубежом. Но там четко определены правила игры: сити-менеджеры руководствуются стратегическим планом развития, а критерии оценки очевидны - это объем привлеченных в город инвестиций, количество вновь открытых рабочих мест, качество дорог и бытовой инфраструктуры. Нельзя забывать и про прозрачность структуры бюджета и процедуры проведения конкурсов в рамках муниципального заказа. Однако не очевидно, что данная управленческая модель приживется в России. Ведь при прочих равных ее эффективная реализация возможна только в случае активизации общественных процессов и усиления гражданского контроля.




Хотите узнать больше? Найти все про За бесперебойное функционирование городского хозяйства ныне отвечает наемный управленец


Также в этой рубрике:
 
В Калужской области прокуратура вскрыла нарушения в сфере коммунальных тарифов
Руководители 7 районов Калужской области установили на 2006 год тарифы с нарушением законодательства
Минрегионразвития проведет проверку исполнения федерального законодательства в сфере ЖКХ
Министерство регионального развития совместно с Генеральной прокуратурой планирует провести проверку исполнения федерального законодательства касающегося сферы жилищно-коммунального хозяйства в субъектах Российской Федерации
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00