Главная/ ЖКХ/ (страница 104)/

Куда "толкать" ЖКХ?

В жилищно-коммунальный комплекс России входят  сегодня более 52 тысяч предприятий различных форм собственности, где работают свыше 4 миллионов человек. Цифры, безусловно, впечатляют. Но на одних цифрах из кризиса, в каком оказался с недавних пор ЖКХ, не выйдешь. Та же ситуация – и в крупных городах страны. Не поэтому ли Правительство Москвы недавно обсуждало, как можно « вытолкнуть» ЖКХ в рынок. Пока не решено даже, что позволить частникам: приватизировать жилищные конторы или заключать соглашения, арендные либо концессионные. Но даже если придут к какому-либо решению, муниципалитеты не будут спешить расставаться с теми преимуществами, которые дает им сегодня полный контроль над ЖКХ.

 

 По вопросу «О первоочередных мерах по переводу предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства на работу в рыночных условиях» делал доклад министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Первым делом он заявил, что меры уже не первоочередные, а скорее завершающие, поскольку государство занимается этой проблемой уже с 1992 года. Правда, это не очень помогает. Как отметил вице-премьер Александр Жуков, «преобразования в ЖКХ идут уже семь лет, однако до сих пор система остается ресурсоемкой, малоэффективной и несет большие издержки, предоставляя при этом низкое качество услуг».

Виктор Христенко видит положительные сдвиги. Из трех рынков, которые должны формировать ЖКХ, – рынка жилья, жилищных и коммунальных услуг – наиболее развился рынок жилья. По оценке министра, бизнес успешно охватывает не только само строительство жилья, но и весь технологический цикл, вплоть до производства первичных строительных материалов.

Рынок жилищных услуг тоже уже рассматривается бизнесом как прибыльная сфера, хотя пока он  туда входить не спешит.

Самая плачевная ситуация – с созданием рынка коммунальных услуг: она по-прежнему остается островком советского уклада хозяйствования, где, по признанию министра Христенко, участие бизнеса – исключение. А формирование рынка в этой сфере тормозится из-за ее «плановой убыточности». «Масштабы ежегодного прироста финансирования коммунального хозяйства выглядят угрожающе», – заявил Христенко.На сферу коммунальных услуг ежегодно расходуется 200 миллиардов рублей бюджетных средств. В 2005 году эта сумма вырастет примерно на 130 млрд рублей.

Христенко выразил сожаление, что в соответствии с Жилищным кодексом сфера коммунального хозяйства составляет сегодня около 300 млрд рублей, дебиторская – более 200млд рублей.управления ЖКХ полностью контролируется муниципальными властями и вмешательство федеральных органов ограничивается, в  основном, одними рекомендациями. По его словам, сегодня управление ЖКХ осуществляется по принципу «чем хуже – тем лучше, то есть чем хуже – тем больше: больше можно жаловаться на недофинансирование и требовать средств».

Министр не решился напрямую предложить лишить муниципалитеты контроля над жилищным хозяйством. Но в качестве первоочередной меры назвал законодательное оформление «конституированного потребителя». Согласно нынешнему Жилищному кодексу таких – а это товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы и жилищно-строительные кооперативы – всего 0,45% от всех домовладений. Христенко заявил, что после принятия поправок в этот документ (уже находятся в Госдуме) отношения производителей и потребителей услуг перейдут в рамки «нормальных гражданских отношений», появится субъект рынка, который на уровне договорных отношений «сможет разговаривать с поставщиком жилищно-коммунальных услуг».
С появлением этого отсутствующего звена, которое сегодня замещают муниципалитеты, их засилье само собой закончится.

За муниципалитеты вступился министр природных ресурсов Юрий Трутнев, еще недавно занимавший пост губернатора Пермской области, и заявил, что региональные и муниципальные власти не заинтересованы в реформировании ЖКХ: у них нет мотивации, поскольку, кроме рисков, они ничего не получают:


В Минпромэнерго, однако, считают, что для перевода работы ЖКХ
в рыночные условия надо активизировать создание объединений собственников жилья (ТСЖ), создать условия для реабилитации коммунальной инфраструктуры, в том числе и реорганизовать Муниципальные унитарные предприятия (МУПы)...

«Они худо-бедно обслуживают население, а население, в свою очередь, выдвигает общий лозунг: как только передадут ЖКХ в частную собственность, сразу не будет воды. Вот поэтому системно в этом секторе ничего не изменилось».

По мнению министра, государство должно взять на себя часть рисков при вовлечении объектов ЖКХ в рыночную экономику. Кроме того, Трутнев подчеркнул, что правительство до сих пор не определилось, на каких условиях будет происходить это вовлечение – в виде приватизации, или аренды, или концессии, «которая пока отсутствует в законодательстве».

Владилен Прокофьев из Института экономики города считает, что решение по этому вопросу должно быть принято в первую очередь. Переход ЖКХ в рынок тормозит не нежелание бизнеса, а неготовность, по его словам, к этому ни муниципальных, ни федеральных властей. Бизнес давно готов. Об этом свидетельствует появление крупных компаний, желающих выйти на рынок ЖКХ, – это и «Росводоканал» (структура «Альфа-групп»), и «Новый город» (структура «Интерроса»), и ОАО «РКС» (структура РАО ЕЭС).

Что касается власти, то федералы не выбрали механизм перевода ЖКХ в рынок, а муниципалы не хотят выпускать контроль за ЖКХ из рук, так как это большие деньги: средств на поддержание коммунального хозяйства из бюджета отпускается много, а механизм их расходования непрозрачен.

Эксперт Прокофьев считает, что пока из Жилищного кодекса не будут исключены все «лазейки», позволяющие муниципалитетам контролировать управление ЖКХ, никакие изменения в законодательстве не помогут привить рынок в ЖКХ. «Пока управляет муниципалитет, работать на территории будут или карманные частные фирмы, или муниципальные унитарные предприятия», – убежден Прокофьев.

По мнению Владилена Прокофьева, прежде чем начинать выводить ЖКХ в рынок, правительству необходимо ограничить возможность приватизации объектов коммунального хозяйства. Если их приватизировать, это не даст развиться конкуренции. Лучшим способом передачи хозяйства в частные руки стало бы заключение концессиональных договоров. Объекты коммунального хозяйства остаются в собственности муниципалитетов, которые на конкурсной основе будут заключать с частниками договора на определенный срок.

 

 

 

29 октября 2004



Хотите узнать больше? Найти все про Куда "толкать" ЖКХ?


Также в этой рубрике:
 
В Подмосковье сохранят льготы по оплате жилья
Какой паспорт ЖКХ в Карелии?
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:00,
страница Куда "толкать" ЖКХ? - ЖКХ[Жилищно-Коммунальное Хозяйство] строительного портала prodekorsten.ru