Главная/ Это интересно/ (страница 63)/

"Старк - суперстар"... и даже больше...

Филипп Старк - французский дизайнер, архитектор, один из лидеров современного дизайна. Пожалуй, на сегодняшний день он единственный представитель своей профессии, ставший не только очень известным дизайнером, но и поп-звездой планетарного масштаба

Филипп Старк - французский дизайнер, архитектор, один из лидеров современного дизайна. Пожалуй, на сегодняшний день он единственный представитель своей профессии, ставший не только очень известным дизайнером, но и поп-звездой планетарного масштаба. Старк - уникум, умудряющийся сочетать в себе огромный талант дизайнера, массу энергии, популизм и удивительный творческий, духовный, а порой даже физический эксгибиционизм.

Старк в огромных количествах плодит и распространяет предметы, идеи, сентенции и мифы о себе. По манере поведения его можно было бы сравнить с самым ярким представителем нашей Либерально-демократической партии или даже предположить , что Старк нуждается в психиатрической помощи, если бы не одно но…При всем своеобразии своей натуры (или же благодаря ей!) он демонстрирует абсолютно реальные высочайшие достижения в области дизайна, архитектуры и градостроительства. Его работы признаны и высоко оценены как международным профессиональным сообществом, так и огромным числом потребителей - от самых состоятельных слоев общества до простых людей.

Вещи от Старка узнаваемы, притягательны и любимы. А Старк - преуспевающий бизнесмен.
При том, что Старк постмодернист, приемлющий, все стили и отрицающий само понятие "стиль", он является ярким носителем собственного стиля: взглянув на спроектированную им вещь, сразу понимаешь, это - Старк...правда, в чем она, "старковость", заключается, сразу определить не просто. Доминирующие черты его дизайна - супертехнологизм, точность аналитического расчета, изобретательность, остроумие, броскость конструктивных решений, склонность к зрелищным эффектам, ироничность. В различных произведениях он, кажется, руководствуется принципами прямо противоположными. Воплощенные во многих проектах идеи экономии материалов и энергии, минимализации вещной среды (скажем, четвертая ножка сиденья нередко убирается как "излишество") явно противоречат чрезмерной, далеко превосходящей разумные потребности, вызывающей роскоши суперинтерьеров его ресторанов и отелей, где туалеты великолепием отделки и разнеживающим комфортом соперничают с парадными залами. Соседство формальных признаков конструктивизма и функционализма с отголосками "ар деко" и исторического барокко говорит о солидарности Старка с эпохой, разочарованной поисками стиля, однако обладающей собственной "манерой" видеть вещи. Объединяющим, снимающим противоречия в его творчестве является иронически-игровое начало.

Старк "играет" в вещи. Это выливается то в эпатажную мистификацию, выворачивание наизнанку освященного традицией предмета с "наивной" целью проверить, что же внутри (кресло "Ричард III" - "пустышка", сохраняющая лишь фасад клубного кресла, лишенного веса в прямом и переносном смысле, нечто вроде трона Голого короля), то в подчеркнутую театрализацию, постановочно-декорационные эффекты (в "шикарных" интерьерах отелей). Он "любит удивляться и удивлять других", отмечает исследователь О. Буасьер. Между тем удивительное и странное в вещах Старка большей частью не так уж таинственно. Его загадки - приманка для пытливого ума, предполагающая нахождение разгадок. Наследник инженерной традиции французского дизайна, Старк неравнодушен к технологическим фокусам: его лампы "парят" без видимой опоры, столы складываются так, что легко "исчезают" в багажнике автомобиля. Кладезь сюрпризов - необозримое собрание его складных стульев.

По меткой формулировке Буасьера, "Старк делает из техники зрелищный элемент, а из зрелищного - технический параметр". В итоге, анализируя понимаешь - все, спроектированное дизайнером, - вещи, интерьеры и архитектурные объекты объединяет то, что они эмоциональны, человечны, не несут в себе злобного или агрессивного заряда и всегда содержат секрет, знак, мыслительную провокацию. Мне даже кажется, что по мотивам дизайна Старка можно формировать психиатрические тесты, так как его объекты вызывают у наблюдателя (потребителя) самые разнообразные ассоциации, и каждый сознательно или подсознательно воспринимает и толкует развитие мыслеформ "в меру своей испорченности". В этом Старк является прямым продолжателем Сальвадора Дали и проявляет любовь к сюрреализму. Но, родившись и получив образование совсем в другое время, он одновременно и минималист, привыкший строго учитывать рациональность конструкции, технологию, расход материала. Поэтому во многих предметах от Старка игривое и театрально - возбуждающее телесное начало полностью выхолощено, при этом мы все равно с удивлением замечаем в них знакомые образы, правда, на уровне прототипов или утонченных намеков. Если же Старк не наделяет вещь "живой" формой, то обязательно внутри обыденного на вид предмета скрыта одна или несколько технологических новинок, которые все равно откроются и будут оценены в процессе потребления как до поры до времени спрятанные приятные секреты. Одним словом, "старковость" нужно определять апофатическим методом: Старк не может быть неоригинальным, неостроумным, неироничным, отстраненным от людей, ведь все спроектированные им вещи - только "спусковой крючок" человеческих эмоций, они окрашены огромной разнообразной палитрой субъективных восприятий потребителей его дизайна. У большинства же других дизайнеров предметы и вещи вполне могут существовать сами по себе, будучи как бы "объективно красивыми и удобными".

Я смею предположить даже большее, все вещи от Старка объединяет некая включенность в мироздание, в единую глобальную систему бытия, они подчинены так называемому "эффекту бабочки". Суть этого эффекта, сформулированного в 1960-х годах американцем Эдвардом Лоренцем, можно описать так: бабочка, взмахнувшая крыльями где-нибудь в Мексике, вызывает атмосферную турбулентность, которая, в свою очередь, порождает целую серию расщепляющихся в пространстве последствий, в результате чего через неделю погода в северной части Китая устанавливается такой, какой её совсем не ждали. Кстати, именно анализ попыток прогнозирования метеорологической обстановки, в том числе с применением самых мощных в мире компьютеров, подтолкнул к мысли об эффекте бабочки. Так и у Старка, увиденная на небе звезда, образ горной реки…и так далее и тому подобное… рождают неожиданные флуктуации идей и смыслов, которые преломляются в водовороте бытия самым неожиданным образом, предсказать эволюцию этой системы, находящейся в состоянии хаоса, почти невозможно, и чем дальше экстраполяция уходит в будущее, тем больше в ней неопределённости…но Старк из нее черпает и создает свой дизайн. В принципе, об этом-то он постоянно и говорит, правда, очень популистским языком, простраивая и объясняя людям многочисленные и очень странные, на первый взгляд, связи, например: " В небе можно увидеть удивительные вещи. Мы вот считаем, что видим в небе луну. Но то, что мы видим - это не настоящая луна, а только ее образ, потому что между нами и нею - задержка в 8 секунд. Довольно долго - за это время что угодно может случиться. Между нами и солнцем задержка составляет 3 минуты. Это очень долго -за 3 минуты можно спеть песню. Между нами и звездами расстояние в 12 миллионов световых лет. То есть мы все еще видим звезды, которых уже нет. Это просто лучи света, которые прибыли на встречу с нами. Так и выходит, что неба, которое кажется нам таким надежным, таким постоянным, на самом деле не существует. Из элементарной физики нам известно, что, расположив атомы определенным образом, вы получите стул. По другому - пластиковую бутылку. Еще по-другому - человека. Если так посмотреть, получается, что нас, людей, тоже не существует, и вообще ничего на свете - не существует. Единственное, что реально - это отношения между людьми: нежность и любовь. И вот это - единственная причина жить и что бы то ни было делать".

Итак, Филипп Старк настолько многолик и сложен (хотя постоянно прикидывается добрым простачком) что суть его личности ускользает в любой из множества посвященных ему статей и монографий. Чтобы хоть как-то разобраться во всех этих сложностях и переизбытке информации, пойдем по порядку.

Филипп Старк - человек.


Но, сначала все-же стоит оговориться, что многие факты Старк сам с удовольствием предлагает прессе, при этом хитро предупреждает, что, возможно, в какие-то моменты он шутит, в какие-то лукавит, в какие-то откровенно врет. Поэтому информацию, полученную из уст самого маэстро, стоит воспринимать соответственно.
Живет маэстро весьма аскетично в испанском местечке Formentera, один, с женой и несколькими друзьями, в очень маленьком доме без газа и электричества, на острове (собственном острове). Старк находится там столько, сколько способны работать без подзарядки аккумуляторов мобильного телефона и ноутбука, благодаря которым он осуществляет "управление через отсутствие" своим "чрезвычайно компетентным парижским офисом". На острове Старк размышляет, вылавливает из пучин мироздания свои гениальные дизайнерские идеи, выращивает экологически чистый рис и устриц, коими, якобы, и питается.

О семье и о друзьях он говорит так: "У меня полностью атрофировано чувство семейственности, я не приемлю автоматического, само собой разумеющегося уважения или любви к тем, кто должны быть моими родителями, детьми... Мне, правда, сильно повезло и с теми, и с другими... Но друзья - это совершенно другое дело, это мой выбор, я их сам создал. Мне нужен этот человек, мне хочется, чтобы мы были нужны друг другу, а это очень - очень важная вещь".

Свою жизнь Старк называет трудной, так как в молодости прошел через многое, пил, курил и нюхал наркотики. О детстве он вспоминает охотно и с деланным ужасом : "Мое детство кажется мне сейчас одним гигантским куском промерзлой и непробиваемой скуки. Школа - это вообще какой-то страшный суд: все тебя стараются заставить что-то делать... Я неделями в школу не ходил. Ну, собственно, и результат налицо: со сложением я еще как-то разбираюсь, умножение тоже туда-сюда, но деление - увольте!"(ой ли???) Немалого стоит и спитч маэсторо об орудиях пыток, которые он в детстве остроумно изобретал для учителей.

Старк - проповедник.


Старк много публично говорит и агитирует. У него уйма идей, можно было бы подумать, что таким образом он вербует апологетов своей философии дизайна...Но философии у него нет, нет единой мировоззренческой системы и логично сформулированного творческого кредо. Есть только четко ограниченный поток сознания, из которого произвольным образом можно выдергивать красивые и популярные на данный момент лозунги и сентенции. Старк агитирует за вселенскую любовь, феминизм, глобализм. Призывает к здоровому образу жизни, говорит о любви к животным и вреде гонки вооружений. Он призывает задуматься о несостоятельности общества потребления ...о демократизации красоты. Иногда его теории носят и гораздо более локальный характер, например, насчет средств передвижения: если вам нужно переместиться на километр или два, это лучше всего сделать пешком; если речь идет о пяти километрах, то подойдут ролики; и только расстояние в 10 км и больше оправдывает использование автомобиля.

Старк-шоумен


Старк - шоумен является продолжением Старка - проповедника. Убедить в этом московскую публику ему удалось во время мастер-класса в ЦДХ в 2002 году. Старк поразил тогда всех: он крутил микрофон за шнур, смешно гримасничал, паясничал и подпрыгивал, выдавая вперемежку шутки, афоризмы и глубокие философские сентенции.

Старк - промоутер и бизнесмен


Именно эта ипостась маэстро логично объясняет две предыдущие. Своими публичными выступлениями и показом провокационной выставки "Vanity Case by Stark" Старк своеобразно и талантливо подвигает свой бренд. Он продвигает в первую очередь себя, а за брендом Старк идет весь созданный им предметный мир. Добрый, милый и забавный Старк пытается убедить всех, что его вещи предназначены для разумного, гуманного мира любви и красоты... и заполненный его вещами мир таковым и станет. В каталогах good goods можно по почте заказать себе все, что нужно для жизни, вплоть до дома, собираемого всего за несколько часов. И это будет искомый мир от маэстро Старка.

Ко всему прочему увлеченность Старка архитектурным дизайном оформилась в конкретное направление -- проектно -строительно -девелоперскую компанию со странным названием YOO. Ее основал сам Филипп Старк, выступающий в качестве генератора идей, а воплощать их был призван его давний друг англичанин Джон Хичкокс. Различные проекты YOO созданы и запущены во многих городах мира, недавно создан вариант для Сеула, скоро в списке городов, отмеченном YOO-дизайном, окажется и Москва.

Старк-дизайнер, архитектор, градостроитель


Родился 18 января 1949 года в Париже в семье авиаконструктора. Наряду с "фамильным" интересом к технике и конструированию рано проявил художественные способности. Дизайнерское образование получил в престижном высшем учебном заведении - парижской Школе Н. Камондо, специальность - дизайнер по интерьеру. Достаточно рано, в 18 лет, Старк проявил себя как организатор и самостоятельная личность, он основал свое первое проектное бюро, которое занималось рекламными надувными инсталляциями. Кстати, начав в 70-е годы свое творчество с надувного дома, он сразу весьма громко заявил тем самым о себе как о новаторе. Затем в течение недолгого времени Старк работал дизайнером-оформителем у П. Кардена, успев при этом спроектировать более 60 моделей мебели (1971). В 1977 году молодой дизайнер отправился в двухлетнее кругосветное путешествие. Вернувшись в Париж, в 1979 году он открыл дизайнерскую фирму "Старк продакт".

Масштабы его проектной деятельности и сфера интересов не ограничились оформлением интерьеров, Старк начал проектировать все : от мелочей повседневного обихода (вроде зубной щетки) до градостроительных ансамблей. К сотрудничеству с ним стали стремиться влиятельные фирмы - такие, как "Витра" или ,,Алесси". Казалось, нет области дизайна, в которой он не попробовал бы своих сил, причем с неизменным успехом. Уже в 70-е годы Старк стал известным как дизайнер по интерьеру, оформив парижские ночные клубы "Синяя рука" (1976), "Бани-душевые" (1978). В 1982-м ему поручена работа по переоборудованию и меблировке апартаментов президента Франции Франсуа Миттерана в Елисейском дворце. Старк изготовил санузел с конической ванной, коническим унитазом и коническим биде, прославился на весь мир и перешел из многообещающих в ведущие. В 1984-м он проектирует внутреннее убранство кафе "Кост" (это одна из самых известных парижских работ Старка, за которую ему присуждена премия "Пла-тинум сёркл" в Чикаго, 1987; стул "Кост" отмечен Первой премией на Ярмарке мебели в Нью-Йорке, 1986). В дальнейшем осуществляет крупные проекты в других странах: интерьеры ресторанов ,,Манин" (Токио, 1985), "Театриз" (Мадрид, 1990), отелей "Ройалтон" (1988) и"Парамаунт"(1990) в Нью-Йорке; проект "Ройалтона" удостоен премий журналов "Interior Design " (1990), "Interiors" (1991) и Американского института архитекторов (1991). Старк принимал участие в разработке проекта Музея Гронингер (Нидерланды).

Помимо дизайна мебели для французских, итальянских, испанских, швейцарских и японских фирм и создания осветительных приборов (деятельности, впрямую связанной с оформлением интерьеров), Старк занимается проектированием зубных щеток (фирма "Флуокарил") и лодок ("Бенето"), бутылок для минеральной воды ("Гласье") и формы макаронных изделий ("Пандзани"), кухонных приборов ("Алесси") и уличных фонарей ("Деко"). Он - автор дверных ручек и хрустальных ваз, столовых ножей и факела для зимних Олимпийских игр 1992 года.Старк работает в области выставочного дизайна (в частности, был автором экспозиции "30 лет французского дизайна. 1960-1990" в Центре Помпиду, 1988).

Как архитектор Старк прославился своими сооружениями в Японии: по его проектам построены здание "Пламя" (общественно-культурный центр и бар-ресторан, 1989) и офис "Нани-Нани" для фирмы "Рику-го" в Токио (1990), офис "Зеленый барон" для компании ,,Мэйсэй" в Осаке (1991). Он проектирует частные дома, здания промышленных предприятий в Европе и Америке. В Париже по его проекту строится "улица Старка" - ансамбль жилых и общественных зданий, занявший территорию одного из островов на Сене (1991). В 1990 году участвовал в Биеннале искусств в Венеции, наряду с архитекторами Ж. Нувелем и К. де Порзампарком представив конкурсный проект нового павильона Франции. Имеет 15 самых престижных дизайнерских наград, участник множества коллективных и персональных выставок.

по материалам www.A3D.ru
17 ноября 2006



Хотите узнать больше? Найти все про "Старк - суперстар"... и даже больше...


Также в этой рубрике:
 
Галактическая гостиница принимает туристов
Архитекторы стали присматриваться к внеземному пространству. Только вместо сооружения космических форм на Земле им хочется ваять прямо там, на орбите. А что нужно там туристам?
Покажи мне свой дом, и я скажу, кто ты
О том, как лучше организовать пространство, обустроить квартиру, чтобы в ней было по-настоящему комфортно, размышляет врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Александр Андреенков
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:18,
страница "Старк - суперстар"... и даже больше... - Это интересно строительного портала prodekorsten.ru