Главная/ Это интересно/ (страница 62)/

Антонио Читтерио. Гениальная простота или простая гениальность?

Если принять за аксиому утверждение, что "глубоко продуманная краткость - сестра таланта", то итальянский дизайнер Антонио Читтерио, безусловно, гений. Все, созданное им, разумно- лаконично

Если принять за аксиому утверждение, что "глубоко продуманная краткость - сестра таланта", то итальянский дизайнер Антонио Читтерио, безусловно, гений. Все, созданное им, разумно- лаконично.

Антонио Читтерио находится на пике своей творческой активности и, без всяких сомнений, является одним из тех итальянских дизайнеров второго поколения, которые сильно повлияли на само понятие " итальянский дизайн ". Четкий, ясный, строгий стиль, приложенный к богатейшему спектру дизайна, простирающемуся от известного "молочного стакана" из "молочного стекла" до проектирования зданий, оформления шоу-румов в Милане, Антверпене и Амстердаме до мебельных проектов для Vitra и других знаменитых производителей мебели и предметов интерьера подтверждают разнообразный талант маэстро и верность своим творческим принципам, а фирменным для Читтерио является элегантный, легкий минимализм, сфокусированный на функции предмета.

Проектирует ли он дверную ручку, светильник, диван или стенной шкаф, ванные комнаты или кухни - решения рациональные (без привкуса постмодернизма), спокойные, легкие, графичные, позволяющие чудесным образом как бы "забывать" о силе тяжести и материальности предметов. На сегодняшний день работы дизайнера настолько многочисленны и разнообразны, что на их основе можно было бы открыть мини - выставку типа Salone Internazionale del Mobile, часть созданных им объектов по праву вошли в экспозиции самых известных музеев мира: мобильный контейнер Mobil и тележка Battista, спроектированные для компании Kartell, находятся в постоянной экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке, стулья и тележки Читтерио для Kartell демонстрируются в Центре Помпиду в Париже.


Имя Читтерио ассоциируется с символом успеха и в мире моды, так как он активно создает бутики, шоу-румы и разрабатывает стиль и атмосферу для известнейших кутюрье, домов моды и торговых марок.


Здания, построенные по проектам Читтерио-архитектора, известны на всем протяжении от Европы до Японии. Читтерио совместно с партнерами выиграл немало архитектурных конкурсов, имеет несколько самых престижных профессиональных наград и званий. В чем секрет его успеха? Сам дизайнер своим жизненным девизом назвал любопытство. К тому же, проектирует он, не прибегая к маркетинговым исследованиям и изыскам, а исходя из собственных представлений о том, что хорошо, а что нет... Он проектирует как бы "на себя и для себя", что позволяет ему во всех работах быть максимально честным и непосредственным. Возможно, это ключ к ответу, ведь никакой видимой экстравагантности ни в биографии, ни в облике, ни в пристрастиях маэстро нет. Он - обычный человек, с самыми заурядными желаниями и слабостями, просто он верен своему творческому кредо (а оно есть, и основывается на вполне конкретных традициях итальянских рационалистов), талантлив, много работает и живет в Италии - одной из красивейших стран мира.


Антонио Читтерио родился в 1950 году в небольшом городке Меда к северу от Милана. Будущую специальность выбрал в 13 лет, так как с детства был погружен в мир прекрасной итальянской архитектуры и дизайна и рано проявил интерес к художественному творчеству. Уже в 18 лет во время учебы он был впервые награжден за проект мягкой мебели. Окончил Политехнический университет в Милане, получив архитектурное образование, и, вполне в традициях универсализма итальянского архитектурного образования, сразу занялся предметным дизайном, основав вместе с Паоло Навой (ныне тоже очень известным итальянским дизайнером, занимающимся в основном дизайном кухонь, чье близкое сотрудничество с Читтерио продолжалось до 1981года) совместную студию дизайна. С 1972 года Читтерио начинает работать как дизайнер и консультант со многими известнейшими производителями мебели и освещения. Постепенно заказчиками его дизайна становятся: Arclinea, B&B Italia, Boffi, Brionvega, Flexform, Flos, Fusital, Hackman, Inda, Kartell, Pozzi & Ginori, Tisettanta, Tre-P&Tre Piu, Vitra... Примерно в 1981 он также начинает интересоваться архитектурой и интерьерами, организовывая мультидисциплинарную проектную студию с опытом проектирования от архитектуры до комплексного проекта, включающего архитектуру, дизайн и единую концепцию в качестве арт-проекта, что дает возможность предлагать итальянским и зарубежным клиентам качественные универсальные услуги.

Архитектурное проектирование Антонио Читтерио начинается только с 1983 года. Один из таких проектов (в сотрудничестве с архитектором Витторио Греготти) - реконструкция Художественной Галереи Brera в Милане, где Читтерио занимался залами Пьеро де ла Франческа и Рафаэля. В том же году Читтерио приступает к одному из самых продолжительных, комплексных и плодотворных сотрудничеств в своей жизни (оно продолжается до сих пор) - для B&B Italia он создает проекты мебели, шоу-румы, выставочные стенды и экспозиции... Неудивительно, что свою первую престижную дизайнерскую награду Compasso d'Oro Антонио Читтерио получил в 1987 за коллекцию мягкой мебели Sity, созданную именно для B&B.


В 1987 маэстро начал профессиональное сотрудничество с немецким дизайнером Гленом Оливером Лёвом, вместе с которым они создали множество замечательных объектов типа успешной системы хранения "Mobil" для Kartel , за которую получили в 1995 Compasso d'Oro (для Читтерио он стал вторым). В сотрудничестве с Glen Oliver Low в дизайне Антонио Читтерио часто проявляются черты хай-тека, хотя о минимализме, рациональности и функционализме он все равно не забывает.


В 1988 году начинается и другое продолжающееся и по сей день крайне успешное сотрудничество дизайнера и архитектора - с Vitra. Разработанный совместно с все тем же Oliver Low стул "Visavis" для Vitra отличается удивительной комфортабельностью - он сам "подстраивается" под вес тела сидящего. Другой шедевр, давший начало целой серии подобных офисных стульев, "AC1", всем своим видом "предлагает" тому, кто на него сядет, удобство и комфорт: не имеется никакой скрытой механики, гибкость материала и соответствующая телу динамичная и эргономичная форма "заставляют" человека принять самую оптимальную и удобную для него позу, индивидуально подстраиваясь к глубине местонахождения и весу тела.


Наряду с успешной работой в сфере промышленного дизайна, Антонио Читтерио стремится все более и более продвинуться на пути комплексного проектирования внешних и внутренних пространств и в 1987 году организовывает товарищество Antonio Citterio and Terry Dwan Architects совместно со своей женой, архитектором, уроженкой Калифорнии, Тэрри Дван. В течение следующего десятилетия они создали такие видные проекты как: коммерческий и административный комплекс в Seregno, Италия, миланcкий, амстердамский и антверпенский офисы для Esprit; завод для Vitra в городе Neuenburg, Германия; галерею Massimo de Carlo в Милане; частные дома в Европе и Японии.
В 1999 Читтерио реорганизовывает свою фирму, основывая совместно с Патрисией Вил мультидисциплинарную студию архитектуры, дизайна и графики "Antonio Citterio and Partners ", которая насчитывала уже более 40 сотрудников, а в апреле 2000 года успех роста и развития фирмы был подкреплен въездом в самостоятельно спроектированное 7-этажное офисное здание на Via Cerva в центре Милана. В мае того же года совместно с Jan Hinrichs и Marlo Scheder-Bieschin в качестве партнеров (наряду с Citterio и Патрисией Вил) открыли офис в Германии, в Гамбурге. Читтерио активно руководит им при помощи интернета, согласовывая проектирование в реальном времени.

Наряду с проектной деятельностью Антонио Читтерио преподает в различных архитектурно - дизайнерских учебных заведениях, участвует в конференциях и читает лекции. В частности, он и по сей день преподает в Университете Архитектуры Mendrisio (Швейцария); преподавал в Domus Академии в Милане и в Universita La Sapienza в Риме.
В области моды он проектирует и координирует стиль для Cerruti, Emanuel Ungaro, Stefanel и Zegna Sport, Ermenegildo Zegna. Читтерио создал флагманский бутик Valentino в Милане, бутики для Cerruti в Нью-Йорке и для Emanuel Ungaro в Париже и в Москве. Он изменил имидж Stefanel, создав экспериментальный магазин в Милане. Его проектирование для ювелирной и fasion - индустрии охватывает также демонстрационные залы для Альберто Аспесси, магазин для Фаусто Сантини в Дюссельдорфе и для De Beers в Лондоне.

Будучи столь плодовитым и многогранным в творчестве, Читтерио говорит, тем не менее, на последовательном языке. Как замечает он сам: "Я делаю простую архитектуру и дизайн, потому что я всегда делал так, и я не могу измениться теперь". Сам маэстро считает себя продолжателем традиций итальянских рационалистов, Чарльза и Рея Имса, Луиса Кана, не отрицает влияния на свое творчество японца Tadao Ando, из коллег очень уважает Вико Маджистретти. О себе как о минималисте он предпочитает не говорить, склоняясь к тому, что он просто верит в принцип "лучше меньше, да лучше", исследует любое проектное задание как проблему и находит максимально подходящее решение.

Несмотря на такой подход, Читтерио нельзя назвать традиционалистом, так как он внес в дизайн немало инновационных идей, например, он может смешать искусственные материалы с натуральными или соединить традиционные формы с абсолютными линиями модерниста, поэкспериментировать с функцией (совместить мягкую мебель с полками для книг -диван Groundpiece), правда, делает он все это вдумчиво и находит вполне спокойные пути без "радикального эклектизма" и иронии проектировщиков подобных Роберту Вентури и другим постмодернистам. Все вещи Читтерио функциональны, эргономичны, отлично продуманы варианты их гибкой компоновки. Форма - современна, элегантна, но, при этом, всегда ощущается преемственность дизайнерской традиции. Это позволяет использовать спроектированное Читтерио практически в любых стилевых решениях интерьеров. И это всегда отличный вариант для тех, кто ценит современный высокий дизайн, но предпочитает не слишком экстремальные идеи. Хорошей иллюстрацией данной мысли может являться коллекция оборудования и предметов обстановки для ванной комнаты Axor Citterio. В ней миланский архитектор, как едва кто-либо еще, угадал дух времени, развив концептуальную идею развития пространства ванной комнаты из банального функционально банного помещением, служившего исключительно гигиеническим целям, в пространство релаксации. Axor создавался под девизом "Richness in Design" "Роскошь в дизайне).

При этом дизайн очень строгий и спокойный, можно сказать, даже простой. В чем же роскошь? В наивысшем качестве прорисовки формы и ее идеальном соответствии функциям + наивысшее качество изготовления, подтверждаемое большими сверкающими и превосходно обработанными поверхностями и точностью линий. Одновременно это также означает полное соответствие самым высоким требованиям, индивидуальным запросам заказчика, так как реализована возможность находить подходящие решения для любого нестандартного варианта оборудования ванной комнаты. И, наконец, изделия Axor Citterio имеются не только в хроме, но и с покрытием из настоящей платины, нанесенной гальваническим способом. Одним словом, дизайн "честный" - удобный, не экстравагантный, респектабельный. По - моему, именно поэтому изделия под маркой Читтерио и пользуются такой огромной неослабевающей популярностью.

Что еще можно сказать о маэстро? Он мечтает спроектировать музей и церковь, любит кошек, профессиональные журналы не читает - только просматривает, зато читает газеты... спектр его музыкальных вкусов очень широк: от итальянской популярной музыки до классической. В литературе он предпочитает приключения и путешествия, в настоящее время читает Брюса Чатвина, недавно перечитывал Хэмингуэя. Из собственных работ он больше всего ценит долголетнее многоплановое сотрудничество с Vitra, Kartell, B&B Italia. Самой серьезной общественной проблемой Читтерио считает пропасть между бедностью и богатством, главной чертой своего характера - упрямство (постоянство, настойчивость в достижении цели), в мужчинах ценит принципиальность, а в женщинах - умение находить компромисс.

по материалам www.a3d.ru
06 марта 2007



Хотите узнать больше? Найти все про Антонио Читтерио. Гениальная простота или простая гениальность?


Также в этой рубрике:
 
Диван весом в 25 кг лёгкими движениями растягивается до 720 сантиметров
Минутный видеоролик, демонстрирующий необычное кресло, складывающееся во все стороны "подобно аккордеону" (цитата от создателя), появился на YouTube 1 февраля и мгновенно разлетелся по блогам и весям. Однако информации о новинке практически не было: то ли китайская разработка, то ли японская, не то студенческий эксперимент, не то серийный продукт...
Лунные переселенцы будут жить в надувных домах
Американский центр космических исследований начала подготовку к осуществлению проекта по тестированию надувных структур, которые можно будет использовать для организации базы на поверхности Луны
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:09,
страница Антонио Читтерио. Гениальная простота или простая гениальность? - Это интересно строительного портала prodekorsten.ru