Вопрос по застройке промзон стоит в той или иной степени в каждом городе России, где население перевалило за несколько сотен тысяч. Капитализация объектов недвижимости в таких населённых пунктах, за последние 10 лет - возросла многократно. Тем более в городах миллионниках. Лидером среди всех городов с населением свыше миллиона является,...конечно, Москва. Здесь вопрос о промышленных зонах под застройку, смело может быть обозначен как острый, и выделен в особый ряд.
Не секрет, что Москва давно побила рекорды не только по паритетным показателям -количество человек на количество капитала, но и превысила его в разы. По разным оценкам экспертов средняя картина вырисовывается примерно так. 85 процентов финансовой массы страны на столицу - остальное по России. Учитывая тот факт, что ситуацию со строительством в последние несколько лет называют не иначе как бумом, можно смело проецировать обстановку в этой области и на московский рынок.
Строить - выгодно везде. И только в Москве - выгодно настолько, что некоторые крупные застройщики при имеющихся возможностях, значительных преференциях, заманчивых предложениях от властей губерний и краёв, предпочитают строительство в Москве и только в Москве. При выяснении деталей, откровенно поясняют - Вы даже не представляете себе разницу в прибыли. Вот тут небольшая ошибка. Представляем. Хотя и терзают смутные сомнения- неужели настолько? Хороший и простой пример. В центре хорошего города-миллионника например Волгограда, квартира в новостройке, в хорошем месте с видами, стоит 4-6 тысяч у.е. за квадратный метр, в новостройке же московской например в комплексе Федерация - около 25 тысяч за метр в квадрате.
Соответствующе, этому положению, в Москве, обстоит ситуация и с площадью для застройки. Аннексия земель московской области, о которой так долго и так же безуспешно твердят власти Московской области, в этом контексте, не выглядит чем - то фантастическим. Борьба ведётся с переменным успехом, но всё - таки возможности могущественного правительства Москвы, здесь не безграничны. Субъект федерации на то и субъект, что сам по себе, хотя в вопросах интегрированности московских и областных хозяйств положение не бесспорное. В этой связи площади промышленного назначения, утратившие свою «профессиональную» природу - потенциальная зона для строительства, а значит, процветания, прибыли и межклановых девелоперских войн.
Вывода из Москвы крупных промышленных предприятий местные власти пытались начать еще в советское время под предлогом улучшения экологии города. В 1995 году эту работу продолжил мэр Москвы Юрий Лужков, утвердив перечень более чем 80 промзон, которые планировалось вывести из города. Однако к тому времени Москва фактически утратила контроль над многими промышленными объектами из-за приватизационных процессов и волны недружественных поглощений. Мэрии не удалось создать осмысленного механизма редевелопмента промышленных территорий, поэтому многие разработанные московские программы безнадежно забуксовали.
Разумеется, коммерческие интересы зачастую преобладали над здравым смыслом, несмотря на сложную и запутанную систему согласований проектов. Во всю функционировали многочисленные межведомственные комиссии, имелась городская структура, выступавшая заказчиком разработки предпроектной и конкурсной документаций по реорганизации производственных территорий. Но, как говорят некоторые источники, административная вертикаль только внешне выглядела строгой и внушительной. На самом же деле интересные с коммерческой точки зрения промзоны (не без помощи чиновников) признавались неперспективными, а впоследствии уходили налево. Разумеется, это только слухи. Но в них все верят.
А вот всё-таки главным, на наш взгляд, негативным явлением была другая причина. Как и в первом случае, фактор человеческий. Но уже с другой стороны. Правда ни без брата - чиновника, но без этого вообще никуда. Одним словом - не только шкурные интересы чиновников и девелоперов создали эту ситуацию. Главное обстоятельство - отсутствие внятной концепции и идеологии реформирования промзон. То есть некой генеральной линии, которой следовало бы придерживаться всем участникам этого процесса.
Показателен и интересен в этом случае опыт некоторых западных государств. Там задача сбалансированного развития территорий возлагается не только на частный капитал, но и на специальные компании, созданные при участии муниципалитетов, а в некоторых случаях - и государственных органов власти. В целом же, никому не придет в голову отдавать под застройку площадки, не обеспеченные инфраструктурой.
По большому счёту, описанное выше, хоть и существует в сеголняшней реальности , закладывалось давно - в другое время и при других обстоятельствах. Сейчас время более «прогрессивное» в этом смысле. Какие изменения, какие надежды? Надежда есть, но как всегда с напрягающим элементом неясности. Недавно, столичные власти, вроде бы объявили о том, что разработкой технико-экономического обоснования реформирования промзон, а также привлечением инвестиций в редевелопмент займутся некие управляющие компании. Однако пока неясно, каким образом будет реализована эта идея. То есть вопрос о том, не начнут ли отходить промзоны «от своих - своим», в тёплой , дружественной обстановке, стоит как никогда.