Главная/ Госдума РФ и Совет федерации/ Государственная Дума РФ 4ого созыва/ Экспертный Cовет Госдумы 4го созыва/ Рабочая группа (лифты)/

"Лифты, эскалаторы, движущиеся дорожки"

Информация о работе технического комитета ИСО/ТК 178

"ЛИФТЫ,

ЭСКАЛАТОРЫ,

ДВИЖУЩИЕСЯ ДОРОЖКИ"

Информация о работе технического комитета ИСО/ТК 178

 

О. В. Замятина, секретарь ИСО/ТК 156,

О. В. Самойлова, помощник секретаря ИСО/ТК 156

Введение

В настоящее время стандарты Международной организации по стандартизации (ИСО) получают все более широкое применение. Если еще Ю лет назад о них в нашей стране мало кто знал, то теперь, в основном благодаря серии стандартов по менеджменту качества ИСО 9000 и по менеджменту окружающей среды ИСО 14000, сокращение «ИСО» стало известно не только специалистам в области стандартизации, но и большинству инженеров и менеджеров, работающих в самых разных отраслях производства.

ИСО является одной из ведущих международных организаций по стандартизации. Её цель - развитие стандартизации и связанных с нею областей деятельности для устранения барьеров в торговле и в научно-техническом сотрудничестве. В сферу деятельности ИСО входят все отрасли промышленности за исключением электротехники и электроники, стандарты для которых разрабатываются в Международной электротехнической комиссии (МЭК). Работа в ИСО организована по принципу технических комитетов (ИСО/ТК), каждый из которых отвечает за отдельную узкую область техники. В рамках ИСО разработано более 14 тысяч стандартов, которые регулярно пересматриваются и приводятся в соответствие с современным уровнем науки и технологии, а также постоянно изменяющимися требованиями промышленности и торговли. Стандарты ИСО применяются в более чем в 540 тысячах организаций в 160 странах. В настоящее время в структуре ИСО работает более 200 технических комитетов, причем постоянно организуются новые ИСО ТК, в основном в области высоких технологий. Динамика выпуска стандартов ИСО представлена в табл. 1. (1. 2). Очевидно, что выпуск стандартов ИСО интенсивно ускоряется, что обусловлено потребностями мирового рынка.

 

Таблица 1. Публикация стандартов ИСО с 1947 по 2004 годы

 

Год

Количество стандартов ИСО (на 1 января)

1947 (Дата основания ИСО)

0

1975

2813

1982

4917

1986

6172

1992

8205

1997

10 700

1998

11 258

2004

Более 24 000

В работе ИСО принимает участие более 30 000 экспертов. В ИСО издаются журналы и тематические сборники, проводятся международные программы по различным видам испытаний и международные проекты, в том числе и имеющие прямое отношение к безопасности лифтового оборудования, в которых задействованы крупнейшие лаборатории мира, организуются семинары и конференции.

В 1995 году начала свою работу информационная система ISO Online в сети Internet (http://www.iso.org). Теперь каждый специалист через сети Internet имеет возможность получать информацию о текущей работе технических комитетов и руководящих органов ИСО, об опубликованных стандартах и документах. Информационная система спроектирована по типу каскада, то есть позволяет поэтапно получать все более подробную информацию по конкретному вопросу, и доступна на двух рабочих языках ИСО: английском и французском.

 

Как можно принять участие в разработке стандартов ИСО?

Участвовать в работе технических комитетов ИСО можно на разных уровнях, а именно:

        - в качестве наблюдателя получать информацию о новых стандартах по мере их разработки и принимать ее к сведению, но не участвовать ни в голосовании по стандарту, ни в работе над текстом документа. В данном случае как затраты, так и эффективность для заинтересованных предприятий минимальны;

        - в качестве активного члена участвовать в голосовании и разработке текстов стандартов, а также в предложении новых тем. В этом случае затраты возрастают, но такое участие более эффективно для конкретной области интересов, в рамках конкретных методик и требований для данного технологического направления;

        - взять на себя ведение рабочей группы, т.е. активно участвовать в разработке конкретного, но достаточно узкого направления стандартизации, и энергичнее влиять на стратегию стандартизации в данном направлении. В данном случае затраты увеличиваются, но они могут оказаться на несколько порядков ниже тех затрат, которые становятся неизбежными при резком расхождении требований международных и отечественных стандартов;

        - вести секретариат ТК, т.е. активно участвовать в разработке и подготовке к изданию стандартов целой отрасли, разрабатывать стратегию стандартизации в данной области. Этот вид участия требует максимальных затрат по сравнению с вышеприведенными формами участия, но и эффективность такого участия максимальна. Активность как развитых, так и развивающихся стран по отношению к ведению секретариатов может служить косвенным показателем наличия интересов в данной конкретной отрасли промышленности. Например, США ведут в ИСО все технические комитеты, связанные с приоритетными для них областями промышленности, особенно те, где велика доля американского экспорта. Десять важнейших в экспортном плане секторов промышленности США, среди которых авиационная   и  космическая,   автомобильная,  телекоммуникационная,   производство  пластмасс,   нефтяная промышленность, представляют сферу влияния США в ИСО при разработке международных стандартов.

Если еще несколько лет назад ведение секретариатов, комитетов, подкомитетов и рабочих групп ИСО было прерогативой промышленно развитых стран, то теперь развивающиеся страны активно организуют в рамках ИСО новые технические комитеты в тех областях, где представлены их национальные интересы.

 

Технический комитет ИСО/ТК 178 «Лифты, эскалаторы, движущиеся дорожки»

ИСО/ТК 178 «Лифты, эскалаторы, движущиеся дорожки» был организован в 1979 году по инициативе Франции (АФНОР), которая взяла на себя ответственность за ведение секретариата ИСО/ТК 178. В настоящее время в качестве активных членов в работе ТК принимают участие 24 страны (Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Южная Африка, Япония) и 27 стран работают в качестве наблюдателей.

Областью деятельности ИСО/ТК 178 является стандартизация всех аспектов, относящихся к лифтам, эскалаторам и движущимся дорожкам, включая безопасность и обслуживание. Стандартизация лифтов и подъемного оборудования, предназначенного для работы в шахтах, предназначенных для добычи полезных ископаемых, не входит в сферу деятельности ИСО/ТК 178.

 

Координация работ

ИСО/ТК 178 координирует свою работу со следующими ИСО/ТК: ИСО/ТК 10 «Технические чертежи и технические требования и относящаяся к ним документация», ИСО/ТК 41 «Шкивы и ремни (в том числе клиновые)», ИСО/ТК 51 «Поддоны для перевозки тарно-штучных грузов», ИСО/ТК 59 «Строительство зданий», ИСО/ТК 92» Пожарная безопасность», ИСО/ТК 101 «Разгрузочно-погрузочные механизмы непрерывного действия», ИСО/ТК 105 «Стальная проволока», ИСО/ТК 111 «Круглозвенные стальные цепи, подъемные крюки, составные части и элементы», ИСО/ТК 159 «Эргономика», ИСО/ТК 173 «Технические системы и средства помощи для лиц, имеющих физические недостатки и увечья», ИСО/ТК 199 «Безопасность машин и механизмов».

ИСО/ТК 178 сотрудничает с международными и региональными организациями, включая МЭК, СЕН, Европейскую ассоциацию лифтов и ряд других.

 

База стандартов ИСО/ТК 178 (2)

В рамках ИСО/ТК 178 опубликованы и являются действующими 20 стандартов, технических рекомендаций (ИСО/ТР) и технических спецификаций (ИСО/ТС) (табл. 2). Каждый стандарт, в соответствии с Директивами ИСО/МЭК, основным документом, регламентирующим процесс разработки стандартов ИСО/МЭК и работу ИСО/ТК, переоценивается раз в пять лет. В процессе процедуры очередной пятилетней переоценки путем голосования (голосуют по- переписке активные члены данного ИСО/ТК) решается вопрос об эффективности практического использования данного стандарта и проводится анализ использования на национальном уровне. В зависимости от этого принимается решение о продлении срока его действия, пересмотре или аннулировании. Это означает, что, к примеру, стандарт ИСО/ТР 11071-2:1996, разработанный в 1996 году, проходил процедуры переоценки в 2001 году и был признан соответствующим требованиям ИСО, а следующая процедура переоценки будет проводиться в 2006 году. Основным приоритетным отличием базы стандартов, созданной в ИСО/ТК 178, является наличие стандартов, в которых проводится сравнительная оценка нормативной документации, разработанной в разных странах. Это способствует эффективному применению стандартов ИСО/ТК 178 в странах параллельно с национальными стандартами, а также широкому внедрению этих стандартов в качестве национальных.

 

Таблица 2. Перечень опубликованных и действующих стандартов ИСО/ТК 178 (2).

 

Номер

Название

Название (англ.)

ИСО 4190-1:1999

Лифты. Установка. Часть 1. Лифты классов 1,11, Ш и IV

Lift (US: Elevator) installation - Part 1: Class 1,11, III and VI lifts

ИСО 4190-2:2001

Установка лифтов. Часть 2. Лифты класса IV

Lift (US: Elevator) installation - Part 2: Class IV lifts

ИСО 4190-3:1982

Лифты пассажирские и грузовые. Часть 3. Грузовые лифты класса 5.

Passenger lift installations - Part 3: Service lifts class V

ИСО 4190-5:1987

Лифты пассажирские и грузовые. Часть 5. Устройства управления, сигнализация и вспомогательные приспособления

Lifts and service lifts (USA: Elevators and dumbwaiters) - Part 5: Control devices, sig­nals and additional fittings

ИСО 4190-6:1984

Лифты пассажирские и грузовые. Часть 6. Лифты пассажирские, устанавливаемые в жилых зданиях. Планирование и выбор

Lifts and service lifts (USA: elevators and dumbwaiters) - Part 6: Passenger lifts to be installed in residential buildings - Planning and selection

ИСО 7465:2001

Лифты пассажирские и грузовые. Направляющие для кабины и противовесов. Т-образные профили

Passenger lifts and service lifts - Guide rails for lift cars and counterweights - T-type

ИСО 8383:1985

Лифты судовые, Специальные требования

Lifts on ships - Specific requirements

ИСО 9589:1994

Эскалаторы - Строительные размеры

Escalators - Building dimensions

ИСО/ТР 11071-1:2004

Сравнение мировых стандартов на безопасность лифтов. Часть 1. Электрические лифты.

Comparison of worldwide lift safety standards - Part 1: Electric lifts (elevators)

ИСО/ТР 11071-2:1996

Сравнение мировых стандартов на безопасность лифтов. Часть 2. Гидравлические лифты (подъемники)

Comparison of worldwide lift safety standards - Part 2: Hydraulic lifts (elevators)

ИСО/ТР 11071-

1:1990/поправка.2:2001

Лифты. Сопоставление стандартов различных стран на безопасность. Часть 1. Электрические лифты (элеваторы). Изменение 2. Ссылки на австралийские стандарты

Comparison of worldwide lift safety standards - Part 2: Hydraulic lifts (elevators). Reference to Australian standards.

ИСО/ТР 11071-

2:1996/поправка 1:1999

Сравнение мировых стандартов на безопасность лифтов. Часть 2. Гидравлические лифты (подъемники). Изменение 1. Ссылки на японские и австралийские стандарты.

Comparison of worldwide lift safety standards - Part 2: Hydraulic lifts (elevators) Reference to Japanese and Australian standards

ИСО/ТС 14798:2000

Лифты, эскалаторы и движущиеся дорожки. Методология анализа риска

Lifts (elevators), escalators and passenger conveyors - Risk analysis methodology

ИСО/ТР 16764:2003

Лифты, эскалаторы и движущиеся дорожки. Сравнение широко распространенных стандартов на электромагнитные помехи / электромагнитную совместимость

Lifts, escalators and passenger conveyors -Comparison of worldwide standards on elec­tromagnetic interference/electromagnetic compatibility.

ИСО/ТР 16765:2003

Лифты, эскалаторы и движущиеся дорожки. Сравнение широко распространенных стандартов для пожарных.

Lifts, escalators and passenger conveyors -Comparison of worldwide safety standards on lifts for firefighters.

ИСО 18738:2003

Лифты, эскалаторы и движущиеся дорожки Лифты. Определение ходового качества лифта.

Lifts, escalators and passenger conveyors -Lifts (elevators)— Measurement of lift ride quality

ИСО/ТС 22559-1:2004

Лифты. Требования безопасности. Часть 1. Глобальные существенные требования безопасности (GESR)

Safety requirements for lifts (elevators) - Part 1: Global essential safety requirements (GESRs)

 

Структура и методика работы ИСО/ТК 178 (3)

Обычно в рамках технического комитета ИСО в зависимости от объема и диверсификации работ формируют несколько подкомитетов и/или рабочих групп, где и осуществляется основная работа над стандартом. Предложения по новым темам чаще всего выдвигаются экспертами рабочих групп ИСО и представляются руководителем рабочей группы в секретариат соответствующего комитета, который рассматривает данное предложение и, если оно входит в сферу деятельности данного ТК и оформлено в соответствии с требованиями ИСО, рассылает его в страны для голосования и представления замечаний. В том случае, если голосование прошло успешно проект поступает на доработку в соответствующую рабочую группу. Для принятия предложения необходимо: одобрение большинством активных членов комитета и согласие пяти активных членов принять участие в разработке проекта, т.е. принять активное участие на подготовительной стадии, и своевременно представлять свои замечания по рабочим проектам. Международные стандарты разрабатываются на основе существующих методик, национальных или отраслевых стандартов разных стран. Проект проходит несколько стадий, каждая из которых заканчивается голосованием и представлением замечаний странами - активны ми участниками данного ТК.

До момента публикации проект проходит несколько стадий, в процессе которых в соответствии с предложениями специалистов из стран-участников могут быть внесены технические и редакционные изменения в текст разрабатываемого стандарта. Максимальный срок, предусмотренный в настоящее время на разработку стандарта, составляет три года. По данным на декабрь 2004 года в программу работ ИСО/ТК 178 включено рабочих тем, находящихся на разных стадиях готовности (табл. 3). Это новые рабочие темы (ИСО/НРТ) и проекты комитета (ИСО/ПК), голосование по которым организуется внутри ИСО/ТК, а также проекты международных стандартов (ПМС), голосование по которым проводит Центральный секретариат ИСО.

 

Таблица 3. Программа работ ИСО/ТК 178 (4).

 

ИСО/ПМС 4190-5:1987

Лифты пассажирские и грузовые. Часть 5. Устройства управления, сигнализация и вспомогательные приспособления

Lifts and service lifts (USA: Elevators and dumbwaiters) -Part 5: Control devices, signals and additional fittings

ИСО/ПК ТР 14799-1

Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Сравнение широко применяемых стандартов по безопасности эскалаторов и движущихся дорожек. Часть 1. Поэтапное сравнение правил.

Escalators and passenger conveyors -Comparison of worldwide escalator and moving walk safety standards -Part 1: Rule by rule comparison

ИСО/ПК ТР 14799-2

Эскалаторы и пассажирские конвейеры. Сравнение широко применяемых стандартов по безопасности эскалаторов и движущихся дорожек. Часть 2. Краткое сравнение и комментарии.

Escalators and passenger conveyors -Comparison of worldwide escalator and moving walk safety standards -Part 2: Abbreviated comparison and comments

ИСО/ПМС 22199

Электромагнитная совместимость. Стандарты на группу продукции, предназначенной для лифтов, эскалаторов и движущихся дорожек. Эмиссия.

Electromagnetic    compatibility    -Product family standards for lifts, esclators and moving walks - Emission

ИСО/ПМС 22200

Электромагнитная совместимость. Стандарты на группу продукции, предназначенной для лифтов, эскалаторов и движущихся дорожек. Помехоустойчивость.

Electromagnetic    compatibility    -Product family standards for lifts, esca­lators and moving walks - Immunity

ИСО/НРТ 22201

Программируемые электронные системы, предназначенные для контроля безопасности лифтов.

Programmable electronic system in safety  related  application  for  lifts (PESSRAL)

 

В рамках ИСО/ТК 178 функционируют 8 рабочих групп, осуществляющих разработку стандартов по следу­ющим направлениям [5]: «Направляющие рельсы»; «Сравнение стандартов по безопасности», «Эскалаторы и пассажирские конвейеры», «Установка лифтов (классы I, II, III и IV)», «Оборудование для контроля и сигнализа­ции для лифтов и лифтовых служб», «Сравнение требова­ний к электрической части», «Определение качества лиф­та», «Эффективность использования энергии».

В настоящий момент наибольший интерес представ­ляет рабочая группа «Сравнение стандартов по безопас­ности» (обозначение по номенклатуре ИСО: «ИСО/ТК 178/РГ 4»), в рамках которой осуществляется проект, на­правленный на гармонизацию требований по безопасно­сти, предъявляемых к лифтам в разных странах. В 1998 году в рамках ИСО ТК 178 было принято решение о раз­работке гармонизованных требований по безопасности лифтов (6).

 

Реализация нового проекта преследовала две ос­новные цели.

Первая - ликвидация несоответствий между требова­ниями по безопасности лифтов, существующих в разных странах, что должно было не только устранить торговые барьеры, существующие в данной отрасли, но и обеспе­чить высокий уровень безопасности для всех потребите­лей данной продукции, для обслуживающего персонала и инспекторов.

Вторая - создание такой нормативной документации, которая, обеспечивая необходимый высокий уровень бе­зопасности, в то же время позволяла бы вводить необхо­димые технологические усовершенствования. Подобный широкомасштабный проект требовал новых организаци­онных и методических решений. В составе ИСО ТК 178/РГ 4 были сформированы четыре региональные под­группы (подгруппа стран Северной Америки, подгруппа стран Южной Америки, подгруппа европейских стран, подгруппа стран Азии и Океании). В каждой подгруппе был назначен председатель, непосредственно подчиняю­щийся руководителю ИСО ТК 178/РГ 4. Ответствен­ность за реализацию проекта в целом была возложена на Майкла Сэвэджа (Michael Savage), члена Британского ин­ститута стандартов, Национальной ассоциации произво­дителей лифтов Великобритании и Европейской ассоци­ации лифтов, который в течение 20 лет возглавлял ИСО/ТК 178. На первом этапе эксперты региональных подгрупп собирали и анализировали нормативную доку­ментацию стран региона и представляли её руководителю ИСО ТК 178/РГ 4 для обобщения и рассылки экспертам РГ. Полученные материалы обсуждались в рамках РГ 4, на их основе эксперты разрабатывали и представляли для обсуждения свои варианты разделов нового документа. Основной объем работы проводился по переписке и с по­мощью видеоконференций.

Методической основой для работы над документом стал ИСО/ТС 14798:2000 «Лифты, эскалаторы, движу­щиеся дорожки. Методология анализа рисков». Была раз­работана полная виртуальная модель лифта, которая ис­пользовалась для оценки всех возможных рисков и с уче­том всех заинтересованных сторон, то есть пассажиров, обслуживающего персонала, лиц, находящихся или рабо­тающих вблизи шахт лифтов, а также инспекторов, осу­ществляющих контроль состояния лифтового оборудова­ния. На основе результатов тщательного анализа рисков были сформулированы требования по безопасности, ко­торые были переданы на рассмотрение, подготовку заме­чаний и утверждение в региональные подгруппы и затем в национальные организации по стандартизации.

Результатом этой напряженной работы стал оконча­тельный вариант Технических спецификаций ИСО 22559-1 «Лифты. Требования безопасности. Часть 1. Су­щественные глобальные требования безопасности».

В настоящее время ИСО/ТС 22559-1 применяется во многих странах в качестве альтернативы националь­ным стандартам. В рамках Евросоюза разработан так называемый «Новый подход», согласно которому ИСО/ТС 22559-1 рекомендован к применению Дирек­тивами по лифтам. В странах Североамериканского ре­гиона разрабатывается аналогичная схема применения ИСО/ТС 22559-1. Следующим необходимым шагом яв­ляется разработка основных взаимосогласованных па­раметров безопасности и процедур оценки соответст­вия. В настоящее время в ИСО ТК 178/РГ 4 разрабаты­ваются технические спецификации ИСО/ТС 22559-2 «Лифты. Требования безопасности. Часть 2. Сущест­венные глобальные параметры безопасности» и ИСО/ТС 22559-3 «Лифты. Требования безопасности. Часть 3. Глобальная процедура оценки соответствия для лифтов и подъемников».

Ссылки:

1.    Информация с Веб-сайта ИСО ( www.iso.org).

2. ISO Catalogue 2005, CS ISO, Geneve, информация с веб-сайта ИСО.

3. Замятина О.В., Самойлова О.В. Ведение секретариатов технических комитетов ИСО - тяжкое бремя или трамплин для прыжка? //«Стандарты и качество» - 2002. - № 3. - С. 40-44.

4. ISO Work Programme, 2005, CS ISO, Geneve.

5. ISO MEMENTO 2003, CS ISO, Geneve.

6. P. Lamalle, M. Savage. Global harmonization of safety requirements for lifts-vision, dream or reality? (Гармониза­ция требований по безопасности лифтов в мировом мас­штабе - предвидение, мечта или реальность?). ISO Focus, January 2005, pp. 31-32, Publisher: Central Secretariat of ISO.

 

Статья подготовлена на основе материалов,

любезно предоставленных ООО «Маш XXI век»

в рамках программы работ ТК 209/ПК 3

«Подъемные платформы для инвалидов».

 

 

по материалам prodekorsten.ru
05 апреля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про "Лифты, эскалаторы, движущиеся дорожки"


Также в этой рубрике:
 
Положение о поощрении предприятий, добросовестно работающих на рынке стройиндустрии и в жилищно-коммунальном хозяйстве...
О критериях отбора на конкурс организаций по обслуживанию лифтов
В. А. Тишин, председатель Совета директоров ЗАО "Русьлифт"
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:33,
страница "Лифты, эскалаторы, движущиеся дорожки" - Рабочая группа (лифты) строительного портала prodekorsten.ru