Главная/ Правительство РФ/ Общественный совет при Министре регионального развития РФ/ (страница 7)/

Заседание Общественного совета по жилищному законодательству и ЖКХ при Министерстве регионального развития России

Заседание Общественного совета по жилищному законодательству и ЖКХ при Министерстве регионального развития РоссииРешение проблем коммунального хозяйства нашей страны не терпит отлагательства

       Заседание Общественного совета по жилищному законодательству и ЖКХ при Министерстве регионального развития России

 

          31 марта в Министерстве регионального развития РФ состоялось заседание Общественного совета, на котором депутаты Государственной Думы РФ, руководители государственных строительных и жилищно-коммунальных ведомств, а также представители общественных и коммерческих объединений дали оценку основным положениям нового законодательства и проанализировали состояние жилищно-коммунального хозяйства в России.

Вел заседание В. А. Яковлев, глава Министерства регионального развития РФ. Открывая Общественный совет, он отметил, что в настоящее время в ЖКХ России назрела масса проблем, решение которых не терпит отлагательства. Он пригласил участников заседания высказать свои точки зрения по поводу мер, которые следует принять для того, чтобы вывести коммунальное хозяйство нашей страны из кризисного положения.

Директор Департамента строительства и ЖКХ С. И. Круглик рассказал собравшимся о том, что в действительности дает сегодня населению России новый Жилищный кодекс. В свое время Российское правительство запланировало, что с 2000 г. расходы на жилье должны составлять порядка 20% от доходов среднестатистической российской семьи. Сегодня такая практика крайне негативным образом сказалась на состоянии системы ЖКХ.

К тому же после дефолта 1998 г. рост стоимости коммунальных услуг стал опережать темпы инфляции. В такой ситуации государству следует отказаться от бремени по стопроцентной оплате расходов на услуги коммунальных хозяйств. В каждом регионе для населения должны быть установлены свои тарифы. Единственно, в совокупности они не должны превышать уже упомянутые 20%. В настоящее время в Москве такие расходы составляют 13% от доходов населения, а в большинстве регионов – 10%.

Практика показала, что адресная поддержка населения в виде предоставления льгот на оплату услуг ЖКХ не была в должной мере воспринята населением и не способствовала уменьшению размеров задолженности по оплате жилья.

По мнению С. И. Круглика, в условиях рынка следует переходить от льгот к системе выделения денежных субсидий. Подобные эксперименты, проведенные в ряде регионов страны, показали, что среди льготных категорий населения количество должников по оплате за коммунальные услуги сократилось до 13%. Поэтому в ближайшем будущем имеет смысл установить определенные пороги в расходах малоимущих семей, а органам местного самоуправления разработать механизм по их социальной поддержке.

В ближайшие два года Совет Федерации и Государственная Дума будут вести мониторинг Жилищного кодекса и вносить в него необходимые изменения. Завершая выступление, С. И. Круглик отметил, что отставание в темпах передачи ведомственного жилья на баланс территориальных образований с 2002 г. было полностью ликвидировано.

По мнению заместителя председателя партии «Яблоко» С. С. Митрохина,  ликвидация льгот населению по оплате услуг ЖКХ – единственное, что делается в рамках реформы российского коммунального хозяйства. Сейчас граждане оплачивают 90% их стоимости, притом, что их техническое состояние продолжает оставаться на уровне 90-х годов прошлого века. Если подобная практика будет продолжаться и дальше, то это может вызвать  обострение социальной обстановки в стране. Кроме этого, следует бороться с монополизмом в жилищно-коммунальном хозяйстве, причем делать это следует не только усилиями одних только муниципальных служб, но и коммерческих структур.

Как считает С. С. Митрохин, ожидать успешной реализации существующей программы по реформе ЖКХ можно, рассчитывая только на чудо. Не следует уповать и на региональные власти, которые проникнутся ответственностью и возьмутся добросовестно развивать коммунальную реформу.

В рамках реформы ЖКХ в стране нужно организовать массовое движение по созданию ТСЖ, которое сейчас практически остановилось. Оставляет желать лучшего и система социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Эта программа реально выполняется только на таких развитых в финансовом отношении территориях, как Москва. В депрессивных же регионах она практически не действует. Уровень доходов местного населения там находится на таком низком уровне, что 80% тамошних жителей вполне могут претендовать на субсидии по оплате коммунальных услуг. Если в ближайшее время там не создать льготного режима, то местное население попросту перестанет платить за жилье, и ЖКХ в этих регионах начнут разрушаться.

            По мнению депутата  О. И. Мащенко, за последние 10 лет ситуация в российском ЖКХ стала только хуже. Фактически мало кто из жителей нашей страны может оплатить свое жилье в полной мере, особенно в проблемных регионах. Там, где степень износа коммунальных сетей превышает 70%.  Никто из россиян не станет платить 100% за комнату в коммунальном жилье. Таких людей где-нибудь на Чукотке или на Сахалине попросту нет. Жителям нашей страны правительство должно объяснить, что они подразделяются на две категории: тех, кто построил свое жилье за собственный счет и тех, кто получил его в свое время от государства бесплатно. В многоквартирном жилье система ценообразования сейчас во многом несовершенна. Собственники жилья должны платить за него в полной мере. Но и услугами ЖКХ его владельцев следует обеспечивать в неменьшей степени. Причем как жильцов отдельных, так и многоквартирных домов. К тому же следует учитывать, что значительная часть панельных домов ежегодно требует серьезного ремонта.  Чтобы обеспечить такую возможность,  нужно создать систему обязательного страхования жилья, но на разумных, приемлемых для большинства населения условиях. Это позволит привлечь  средства для реконструкции жилого фонда.

Научный руководитель Центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа В. Л. Глазычев подчеркнул в своем выступлении, что одной из главных целей реформы коммунального хозяйства в России является повышение уровня сервиса в сфере ЖКХ. Цивилизованно решить эту проблему можно с помощью введения системы страхования. Причем размеры ставок могут варьироваться в зависимости от того, по какому виду страхования будут заключаться договора: обязательного или необязательного. Система страхования может стать гигантским стимулом для развития системы ТСЖ.

Еще одна важная проблема коммунального хозяйства, по мнению В. Л. Глазычева - безграмотные действия работников ЖКХ при ведении домовых хозяйств. Поэтому при подборе таких специалистов, следует тщательно учитывать, кто будет формировать заказ по планированию такой деятельности. К сожалению, сегодня ни в ДЭЗах, ни в РЭО таких профессионалов нет.

В связи с этим ключевым вопросом является кадровое насыщение реформы. Можно сколько угодно говорить об управляющих компаниях, но проблема обеспечения такими управляющими остается висеть в воздухе.

Другой вопрос – как не повторить прежних ошибок при реформе ЖКХ. Жилищный кодекс ряда городов и регионов готовится уже сейчас. Он предполагает создать автономный комплекс по групповым системам отопления. Для развития региональных ЖКХ необходимо составить подробную карту их расположения по всей стране. Она позволит понять, где необходим капитальный ремонт теплоузлов, а где их даже не стоит пытаться восстанавливать, поскольку со временем они окажутся новой миной замедленного действия. 

Вызывает озабоченность и отсутствие серьезной методики подготовки сведений о количестве малообеспеченного населения. По сведениям В. Л. Глазычева, в Кировской области имеются депрессивные районы, где реально бедных жителей около 12% от всего населения. Тогда как по официальным сведениям их насчитывается более 40%.

Также необходимо провести независимый внешний технический аудит предприятий ЖКХ. Это даст возможность получить сведения о том, какие объекты и в каком количестве предстоит реформировать, а также какие для этого потребуются средства.

Президент Института стратегических оценок и анализа А. А. Коновалов рассказал участникам совещания о роли ЖКХ в деле поддержания внутриполитической стабильности в России. Учитывая мизерный уровень заработной платы у большинства российского населения, нет смысла добиваться введения в стране 100-процентной оплаты за жилье. На первых порах следует создать рынок такого жилья, а затем сформировать условия для его благоприятного восприятия среди населения. 

            По мнению секретаря Федерации независимых профсоюзов Г. И. Стрелы, жилищно-коммунальная реформа в нашей стране проводится непоследовательно. Недостаточное участие в дискуссии о социальной поддержке малообеспеченных категорий населения принимает также Министерство здравоохранения и социального развития. Ведь если бы существующий уровень минимальной заработной платы был выше, то меньше понадобилось бы средств на выплату жилищных субсидий. Не ориентирован на создание рынка жилья и ряд положений Жилищного кодекса, поскольку основные акценты в них делаются на строительство ипотечного жилья.

         Генеральный директор ЗАО «Комплексные энергетические системы» М. Ю. Слободкин отметил, что существующая система тарифной оплаты услуг и энергетического снабжения в системе ЖКХ требует обсуждения и доработки со стороны управляющих компаний. Для операторов необходимо установить определенные стандарты, в соответствии с которыми они могли бы поставлять свою продукцию предприятиям ЖКХ.  К тому же чрезмерное количество муниципальных унитарных предприятий в этой отрасли создает большие трудности для прихода частных инвесторов в систему ЖКХ.

По мнению А. Д. Василевского, председателя Профсоюза жизнеобеспечения, правительство должно четко и ясно объяснить населению суть реформы ЖКХ. А представителям власти следует перестать использовать этот комплекс в политических целях, когда накануне выборов тарифы на коммунальные услуги остаются неизменными, а по их завершению начинают неожиданно повышаться.       

Исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии И. А. Башмаков отметил, что работникам ЖКХ следует грамотно и продуманно внедрять то, что они наметили выполнить в ходе реформы. Иначе нет причин удивляться тому, что во многих регионах население отказывается платить за свое жилье, которое находится  буквально в плачевном состоянии.

          Генеральный директор юридической фирмы «Центр правовой поддержки» С. Л. Филимонов подчеркнул, что юридическим компаниям следует разрабатывать для ЖКХ сбалансированные системы оплаты. Исходя из них, население должно четко знать, за какие виды оказанных услуг ему предстоит платить, а подрядчики – сколько и за какие виды работ они должны получать.

             По завершении заседания члены Общественного совета приняли решение о необходимости создать экспертные рабочие группы, куда могли бы войти члены общественных советов, государственных структур и коммерческих организаций. Они займутся разработкой рекомендаций и предложений по реформе ЖКХ РФ. После обсуждения на Общественном совете, они будут передаваться для принятия решений по ним в правительство России и Государственную Думу.

по материалам prodekorsten.ru
05 апреля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Заседание Общественного совета по жилищному законодательству и ЖКХ при Министерстве регионального развития России


Также в этой рубрике:
 
Минрегион рассматривает возможность увеличения строительства соцжилья за счет государства
«Жилищный кодекс предписывает строить все, что строится, за счет собственника. Но собственником может быть и государство, и муниципалитеты, и граждане», - сказал В.Яковлев.
Организационные сообщения Председателя Общественного совета и руководителя группы по анализу правоприменения Жилищного кодекса
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00