Главная/ Это интересно/ Полезные советы/ Декор, акссесуары, проектирование/ (страница 13)/

Тот самый стиль

В большинстве академических изданий понятие 'стиль' определяется как 'исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания'. Практика добавляет немаловажную деталь: стиль - не постоянная и неизменная структура, а живой процесс, не имеющий четких границ, плавно переходящий от одних образующих элементов к другим, а значит, находящийся в постоянном развитии.

В большинстве академических изданий понятие 'стиль' определяется как 'исторически сложившаяся устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейного содержания'. Практика добавляет немаловажную деталь: стиль - не постоянная и неизменная структура, а живой процесс, не имеющий четких границ, плавно переходящий от одних образующих элементов к другим, а значит, находящийся в постоянном развитии.

Мировая культура убедительно свидетельствует, что художественные стили возникают, господствуют и изживают себя далеко не одновременно. В зависимости от исторической эпохи, географического положения, вероисповедания, социальных и прочих условий все народы находятся на разных стадиях развития, сообразно с которыми и формируются их культура и искусство. С течением времени естественным образом возникают новые ориентиры в искусстве, выделяются стилеобразующие элементы, присущие лишь конкретному периоду или сохраняющиеся в истории навсегда. Подобные метаморфозы происходят во всех жанрах искусства. Не исключение и область человеческой деятельности, направленной на создание жилой среды, которая бы отвечала представлениям об эстетике и комфорте. Иными словами - интерьера.

Сразу следует заметить, что определить стиль любого интерьера довольно сложно. По сути 'чистого стиля' в искусстве интерьера не существует. Ведь в рамках одного художественного стиля неминуемо зарождается новый, который переходит в следующий, и т. д. Известно, что стили, сложившиеся в определенную историческую эпоху, не исчезают бесследно, они входят в новые, участвуют в художественном развитии, преобразуются и возрождаются на следующем этапе в ином качестве. Кроме того, некоторые из них вполне мирно сосуществуют в одном и том же временном промежутке. Правильнее было бы говорить о творческом воспроизведении определенного исторического стиля - о стилизации, которая не повторяет 'дословно' формальные приемы, а неназойливо интерпретирует лучшие и наиболее характерные в современное жилище.

Впрочем, нередко бывает и так, что понятие 'стиль' не укладывается ни в одну существующую классификацию и определяется в большей степени интуитивно. И наиболее типично это для сегодняшнего дня с его довольно эклектичной стилистикой, не до конца сложившейся терминологией, часто меняющимися акцентами и стремительно развивающейся технической составляющей.

Взаимодействие эпох

Как известно, первым жилищем человека была пещера. Действительно, по совокупности признаков она напоминала собой подобие дома, однако назвать ее таковым в традиционном смысле этого слова можно с большой натяжкой, поскольку пещера не создана руками человека. Зато в вопросах 'декорирования интерьера' наши далекие предки преуспели. И пускай рассматривать обстановку карстовой пещеры с наскальными рисунками покажется кому-то занятием малоинтересным, именно в этом столь раннем образце культурной деятельности человека можно усмотреть очевидные признаки стиля, воплотившиеся впоследствии во множестве интерьерных решений. Например, такой вполне узнаваемый образ, как примитивная живопись в сочетании с естественной фактурой камня, а в дальнейшем и 'натуральный стиль' первобытных охотников. Каменные, а потом и металлические изображения животных легли в основу 'звериного стиля', распространенного в Центральной Европе в I тыс. до н. э., и через культуру дохристианской Древней Руси нашли отражение в мотивах русского стиля рубежа XIX-XX веков.

Столетиями человек постигал науку строительства домов, дворцов, храмов и иных культовых сооружений. Примером монументального подхода к вопросам архитектуры стало искусство Древнего Египта, кажется и по сей день олицетворяющее собой саму вечность. Однако и в этом случае нетрудно проследить определенную преемственность: анализируя египетские традиции декорирования интерьера, можно отчетливо увидеть элементы, которые впоследствии легли в основу искусства ампира и отчасти ар-деко. 'Дожили' они и до дня сегодняшнего и находят применение в современном интерьере, становясь мотивами для тканей, обоев, керамической плитки, посуды и т. д.

Сквозь призму времен

Представления о красоте неоднократно менялись, а смена эпох вносила свои поправки и в среду обитания человека. Он постоянно пытался обустраивать свое жилище в соответствии с требованиями нового времени. Так, после культа ценностей египетской цивилизации на первый план вышли эллинские. Это обернулось уходом от гигантизма пропорций и изменениями в цветовой гамме. Наступление эпохи римской культуры существенно повлияло на обустройство интерьера. Из рационального и естественного он стал стремительно превращаться в максимально удобный и красивый дом, довольно аскетичного вида снаружи, зато с интерьерами помещений, изобилующими настенными фресковыми росписями, мозаиками, скульптурными изваяниями, фонтанами, шкурами животных, резной мебелью и т. д. На смену 'празднику жизни' пришло строгое средневековье, не допускающее излишеств в обстановке и от этого кажущееся еще более мрачным и угрюмым. С эпохой Возрождения человечество вновь обратилось к идеалам античности. Это проявилось прежде всего в забытом некогда стремлении к простоте, ясности и жизненности во всех областях, в том числе и в обустройстве собственного жилища. Затем вновь настало время роскоши, вычурности и изысканности: пришла эпоха барокко со сложными пространственными построениями, замысловатыми декорами, массивной лепниной, позолотой и резьбой. Сменивший ее классицизм поставил во главу угла традиции античности, идеалы простоты и рациональности. В то время для оформления помещений характерно использование элементов греко-римской архитектуры и так называемой 'ордерной' организации декора. Последовательно появились, оставили свой след в истории и канули в лету романтизм, ар-нуво, неомодерн, модернизм и т. д. Наконец, в сознании подавляющего большинства прочно укоренились минимализм и техно-арт. Впрочем, не чужды сегодняшнему интерьеру и всевозможные этнические стили, широко распространены различного рода стилизации, популярны реминисценции того или иного направления, но нередко оформление помещения подчинено и эклектике.

Естественно, стиль жилища меняется параллельно с изменением стиля жизни. Интерьер все больше приобретает черты, отвечающие запросам человека: он становится местом отдыха от ежедневной круговерти событий, время от времени превращается в тихую гавань, куда можно пригласить друзей, и всегда дает возможность заняться любимым делом. В идеале удачно созданный и выверенный интерьер соответствует образу мыслей и складу характера хозяина дома. Что касается его стилевой принадлежности, то в большинстве случаев это не столь важно, ибо замечено: порой бывает достаточно всего одной вещицы, одного декоративного элемента, чтобы полностью изменить характер обстановки. И почему-то в одном случае интерьер можно назвать стильным, а художника в той или иной степени стилистом, а в другом - обстановка ординарна, как сотни других, а ее создатель предстает всего лишь добросовестным ремесленником.

Три кита успеха

Интерьер, как известно, воздействует на внутренний мир человека и его самоощущение; он становится как бы частью того, кто в нем находится. Свойства темперамента, здоровье, общительность или замкнутость характера, социальный статус, окружение и многое другое - все это имеет огромное значение при обустройстве жилого пространства.

Над загадкой стиля человечество бьется с того момента, когда возникло понятие 'дом'. Нередко встречаются интерьеры, в которых, казалось бы, все сделано на совесть, с соблюдением норм, при наличии всех формальных атрибутов финансовой состоятельности и даже со вкусом, однако, несмотря на все это, в них отсутствует жанр, неуловимое дыхание того, что называют стилем. В чем же загадка по-настоящему стильного интерьера'

Главное условие - должна быть общая идея, которой подчинены пространственная композиция, декоративные элементы, художественные и технические приемы, освещение, цветовое решение и прочие составляющие. Второй кит стильного интерьера - физиологичность, то есть абсолютная приспособленность к обитателям. Человек должен ощущать гармонию в окружающем его пространстве. И третья составляющая стильного интерьера - эргономичность, или комфорт. Если в доме воплощена масса безумных и оригинальных идей, не создающих удобства живущим в нем, то его можно смело отнести к разряду отвлеченных произведений искусства дизайна, но никак не к интерьерам для жизни. Стильный интерьер - это территория максимально удобно организованного пространства. Соответственно, выполнение всех трех условий может послужить основой для создания идеальной среды обитания.

Кстати, стиль еще ни о чем не говорит. Все решают идеи - именно они создают интерьер. Например, те же классика или минимализм, столь востребованные сегодня направления в дизайне помещений, могут иметь амплитуду от английского кантри до рококо, или же от японского этностиля до стиля а-ля промзона. Одним словом, главное в интерьере не форма, а содержание, и не название стиля, а методы его создания.

Сегодня и всегда

В силу целого ряда обстоятельств интерьеру в нашей стране долгое время не уделялось достойного внимания. Многие десятилетия жилое пространство наших домов предлагало лишь минимальный набор функций, необходимых для поддержания жизнедеятельности. Ни о каком комфорте, а тем более об эстетике и речи не было.

Только с 90-х годов прошлого века мы начали заново постигать искусство создания обстановки. И сегодня к домашнему интерьеру предъявляются все более высокие требования. Жилье вновь начинает обретать свой утраченный некогда статус места для жизни. Строительство, перепланировка, реконструкция становятся вполне доступны большинству, а оснащение дома 'умной' техникой и модной мебелью - привычным способом обустройства быта. Да и архитектура диктует необходимость перемен: современные интерьеры гораздо светлее и просторнее прежних.

Идея удобного и красивого дома стремительно овладевает умами. И совсем не важно, какое художественное направление взято за основу - лепные барельефы с псевдокоринфскими колоннами, легкая пустота минимализма или тяжелая роскошь ар-нуво, - лишь бы обстановка была с комфортным мироощущением. Интерьер может быть в любом стиле, но непременно нужно правильно выстроить композицию, соблюсти пропорции, учесть предметно-пространственное окружение, выдержать ритм декоративных элементов, угадать цветовое решение, выбрать и рационально разместить источники освещения и т. д. Если при этом есть еще уверенное знание исторически сложившихся художественных стилей, тонкое чутье на модные тенденции, а также развитая интуиция, помогающие 'приложить' все это к конкретным условиям, то интерьер обречен на успех.

Дмитрий Кочуров, администратор портала Компания: ООО "Загородное обозрение" Тел. Для связи: 703-34-29 Адрес сайта www.zagorod.spb.ru e-mail для связи admin@zagorod.spb.ru
документ получен с сервера
stroy.spb.ru
по материалам http://stroy.spb.ru/
14 февраля 2007



Хотите узнать больше? Найти все про Тот самый стиль


Также в этой рубрике:
 
На волне ретро
Так и хочется продолжить привычным 'FM', но вместо этого ' звуки Шопена, пенящееся 'Вдова Клико' и, конечно, веранда, в полуоткрытое окно которой рвется сирень. Впрочем, вместо Шопена запросто может быть и голос Т. Меансаровой, раздающийся из легендарной 'Спидолы'. Ведь ретро как идеология исключительно лоялен в проявлении своих симпатий. Главное в нем ' атмосфера, созданная при помощи символов эпохи.
Оправа для огня
Функционально камин состоит из трех частей: топочной камеры, или топливника, дымохода и элементов архитектурного оформления. Последние, а именно: портал, дровница, каминная полка и оголовник, -определяют своеобразие внешнего облика модели. Самая функциональная часть любого камина - его топка. Топки бывают открытые и закрытые. Преимущество каминов с открытой топкой в том, что при высокой отдаче энергии они позволяют любоваться красотой живого огня. В топке, выложенной шамотным или огнеупорным кирпичом, дрова быстро прогорают, обогревая помещение только на короткое время. Зато такие камины - самые романтичные, и на открытом огне можно готовить. Поэтому сегодня в некоторых моделях предусмотрено устройство для барбекю или гриля. Тепло же в основном чувствуется, когда сидишь рядом.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:05,
страница Тот самый стиль - Декор, акссесуары, проектирование строительного портала prodekorsten.ru