Главная/ Это интересно/ Полезные советы/ Декор, акссесуары, проектирование/ (страница 19)/

Сквозь стекло

В определенном смысле оставаясь загадкой, стекло всегда притягивало современников и поражало богатством предлагаемых возможностей. Сегодня его хрупкая невесомость востребована наравне с метафизическим стоицизмом, а природное изящество - с очевидной функциональностью' Довольно легко преодолев категории мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства, стекло уверенно вошло в сферу организации пространства.

В определенном смысле оставаясь загадкой, стекло всегда притягивало современников и поражало богатством предлагаемых возможностей. Сегодня его хрупкая невесомость востребована наравне с метафизическим стоицизмом, а природное изящество - с очевидной функциональностью' Довольно легко преодолев категории мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства, стекло уверенно вошло в сферу организации пространства.

На пути к микромиру


Надо сказать, что это вторжение произошло сравнительно давно. И предпосылки его следует искать прежде всего в архитектуре. Стекло прошлого столетия уже вовсе не напоминает робкие (хотя, признаться, живописные) вкрапления и романтические прелюдии рубежа XIX-XX веков. Оно тем более далеко от той вспомогательной роли, которую отводили ему классицистическая и барочная традиции. Архитектура XX века представляет собой равноправный союз стекла и металла, стекла и бетона, стекла и камня. Буквально сразу и очень быстро, переориентировавшись с общего на частное, стекло предприняло экспансию и в мир интерьера. В поэтическом прошлом осталась поверхность, преломляющая свет в изгибах, ребрах и гранях; гладь, насыщенность цветом которой обращала к тому или иному символу; материал, изумляющий тонкостью и прозрачностью, и т. д. На первый план вышло стекло как конструктивный элемент, как функциональная составляющая.

Обязательный компонент и один из основных атрибутов пресловутого хай-тека, стекло снисходительно принимает положенные ему теперь по рангу почести. Однако чуда не произошло - непременным и массовым присутствием стекла во всех областях человеческой деятельности напрочь погублена идея, довольно удачно сформулированная полтора столетия назад Уильямом Моррисом. Безликость и однообразие стеклянных коробок в архитектуре и перегородок в интерьере, пришедших на смену авторскому видению, лишь на первый взгляд образуют некое подобие стиля. На самом деле они отбросили нас далеко назад, туда, где забыты и ручная обработка материалов, и ремесленные технологии, и качественная художественная продукция, где вместо затейливости и индивидуальности царят функциональность, простота и лаконизм.

На этой волне во второй половине прошлого века и возникла крайняя востребованность в стекле, в том числе и как в способе построения пространства. Ширмы и экраны, двери и межкомнатные перегородки, мебель и лестницы, светильники, витражи и т. д. - все это, веками наполнявшее жилище человека, с успехом начинает воплощаться в стекле, которое с каждым днем находит все большее применение в современном интерьере. С той лишь разницей, что день сегодняшний, преодолев 'болезни роста' стиля высоких технологий, вновь обращается к необходимости авторского начала в любой детали обстановки.

Свет: и никакого обмана

Стекло всегда было и остается яркой приметой своей эпохи. Недаром специалисты довольно точно могут определить исторический возраст того или иного стеклянного предмета искусства, существующего вот уже пять тысяч лет. Несомненно, когда-нибудь и наше время попадет в сферу интересов и изучения далеких поколений ученых и искусствоведов. И тогда станет очевидно, что именно современность вписала в многовековую историю стеклоделия страницу, посвященную стеклу как интерьерному жанру. Впрочем, сегодняшние художники и дизайнеры вряд ли задумываются на эту тему чаще, чем когда-то ремесленники Месопотамии или Древнего Египта, еще не умевшие толком варить бесцветное и прозрачное стекло и только нащупывающие пути к освоению формовки и лепки, раскатки и прессовки, резки и резьбы, выдувания и полировки. Сегодняшние технологии сметают практически любые ограничения в производстве стекла, а потому современному художнику подвластно многое. Это утверждение прекрасно подтверждается в случае со светильниками. Тем более что, как уверяют нас специалисты, ничто так не влияет на формирование настроения пространства, как освещение.

И тут, несмотря на довольно уверенную позицию хай-тека, все же можно говорить о некотором смещении в сторону классических приемов освещения. Свидетельством тому может стать хотя бы то, что в моду снова входят хрустальные чешские люстры. Или, скажем, еще один показатель: столь экстравагантные светодиодные светильники, как ни старались их приверженцы, все же не привились в условиях жилого пространства. Скорее всего, и точечным встроенным светильникам в скором времени предстоит капитулировать перед полчищами электрических лампочек, обрамленных художественным стеклом, - матовым или прозрачным, гладким или рельефным, тонким или многослойным, сияющим или цветным.

До сих пор, несмотря на происки всевозможных восточных, этнических и просто радикально минималистских веяний, стекло остается вне конкуренции.

Мозаичные панно


Кстати, сегодня самое время вспомнить об увлечении столь популярными некогда разноцветными панно - иными словами, витражами. В наши дни живопись на стекле, помещенная в интерьер, вновь более чем актуальна. Конечно, для полноты восприятия не плохо было бы очутиться где-нибудь, скажем, в Аугсбурге или Шартре, Реймсе, Амьене или Руане. Тогда бы грандиозные мозаичные полотна из разноцветного стекла навсегда остались в памяти как нечто ошеломляющее. Однако известны и другие способы приобщения к витражному искусству. И один из них - витражные украшения в своем доме.

Как известно, применение цветного стекла в архитектуре насчитывает не одну тысячу лет: мы знаем, что плоское цветное стекло, созданное при помощи алебастра и селенита, придавало неповторимую декоративность еще монументальному зодчеству древнего мира, а позже преломляло полумрак интерьеров средневековых храмов и замков. Стоит ли говорить об относительно недавней эпохе европейского модерна, когда всякий уважающий себя архитектор считал своим долгом использовать в оформлении домов фрагменты разноцветных стеклянных картин.

Таким образом, витраж всегда фигурировал в архитектуре в двух ипостасях - в интерьере и в экстерьере - и по сути отгораживал от пространства Вселенной ту небольшую ее часть, которую люди называли своим домом. Вполне естественно, что со временем витраж занял достойное место и в нем самом.

Плененная красота

Витражная перегородка становится сегодня все более привычным элементом жилья. Словно сойдя с именитых витражей прошлого, стеклянная мозаика входит в повседневный быт. Это может быть как небольшая прозрачная конструкция наподобие переносной ширмы, так и массивная стационарная стеклянная стена. В зависимости от общей направленности помещения, а главным образом - от его стилистики, архитекторы по-разному интерпретируют витражное стекло в интерьере. Тем более что в сравнении с классической технологией изготовления витража - сопряженной с использованием свинца, сегодняшнее производство в некотором смысле упростилось. И в живописи, и в технологии в моде вновь стилизованные мотивы эпохи модерна. Не случайно сейчас востребованной оказалась техника изготовления витража из стекла со снятыми по периметру фасками (или фацетами), столь популярная в начале XX века. До сих пор массивное и очень богатое в декоративном отношении стекло в прочном латунном или медном обрамлении лучше всего воссоздает атмосферу старины. Кстати, это относится не только к витражам, но и к стеклу вообще. В частности, так называемое 'опаловое' стекло, яркое по цвету и мутное, мерцающее и создающее неповторимый художественный эффект, - одно из удачных решений в интерьере.

Наряду с техниками, успевшими оставить свой след в истории, появляются и относительно новые приемы обращения со стеклом, например фьюзинг, или, иначе, спекание. Эта технология позволяет создавать объемную и гладкую поверхность, геометрический рисунок или же предметное изображение. По свидетельствам специалистов, цветной витраж, выполненный в технике фьюзинга, широко востребован сегодняшним заказчиком. Он оказывается столь же естественным для хайтек-интерьера, как витраж со снятым фацетом и изображениями ирисов или павлина для обстановки столетней давности. Впрочем, в последние годы появились еще более современные виды стеклянных мозаик, и среди них пленочный и комбинированный витраж.

Разумеется, витраж был и остается довольно частым мотивом в мебельном производстве; никто не отменял его и в качестве остекления; с его помощью создаются эффектные межкомнатные двери. Однако пика своей популярности в искусстве оформления интерьера витраж достиг, пожалуй, в создании фальшокон.

Мода на абсурд

Сегодня ни у кого не вызывает удивления дверь из тонированного стекла, ведущая из спальни в ванную комнату. Давно перестала шокировать публику прозрачная лестница на второй этаж, поднимаясь по которой не один раз вспомнишь знаменитую фразу 'Отчего люди не летают''. А уж стеклянная перегородка, разделяющая (или объединяющая') территории кухни и гостиной, давно стала привычной. Прогресс налицо. Меж тем культурная революция продолжается. Постепенно мы усвоили, что есть пентхаус в отечественном исполнении и какую роль в нем играет стекло. Наконец, многим пришлось смириться не только со стеклянным потолком, но и со стеклянным полом, куда более экзотичным. Не говоря уже о том, что именно стеклу пришлось опровергнуть историческую очевидность и сложившиеся представления подавляющего большинства о загородной фахверковой постройке: Сдается, еще немного - и расплавленные массы стекла хлынут в наше сознание. Да так, в потоке, и застынут там.

А что же интерьер' Наличие стеклянных поверхностей внушительной площади можно считать стилеобразующим фактором, позволяющим формально отнести данный интерьер к одному из наиболее популярных у нас направлений постмодернизма. Однако обстановка, созданная по всем канонам хай-тека, абсурдна, поскольку не удовлетворяет главному требованию к домашнему интерьеру - удобства для жизни. Она эстетична - да, обсуждаема - вне сомнения, необычна - пожалуй. Но с точки зрения здравого смысла и душевного здоровья - неприемлема. Поэтому, несмотря на безусловно широкие декоративные возможности и 'продвинутость' сегодняшних технологий производства, стекло в интерьере конструктивно правомочно лишь до тех пор, пока это не противоречит комфорту и безопасности. Остальное - эпатаж.

В обстановке прозрачности

Мебель решает хоть и не все, но многое. Если в предыдущие эпохи производство художественной мебели допускало разного рода незначительные 'включения' стекла, обычно в виде полочек или столешниц, то сегодня стекло здесь - главное действующее лицо. Разве что с легким 'металлическим' налетом. Стойки и стеллажи, комоды и горки, трельяжи и этажерки, столы и стулья - словом, за малым исключением все то, что мы традиционно принимали в деревянном варианте, в металле или, на худой конец, в виде пластика, логическим образом пришло к стеклу. Почему бы нет'

Что характерно, стеклянная мебель перестает быть экзотикой. Еще совсем недавно ее ареал не простирался дальше пределов ванной комнаты, а сегодня она уверенно распространяется по всей территории жилого пространства. Несмотря на объективную холодность (как бы там ни было, стекло - материал довольно специфический) и в силу конструктивных особенностей, стеклянная мебель предназначена в основном именно для дома.

С точки зрения моды стекло идеально вписывается в атрибутику сегодняшнего дня. С позиций архитектуры - оно выступает в качестве безжалостного разрушителя замкнутых форм. В философском смысле оно претендует на роль апологета открытых пространств. Именно поэтому в теории и практике искусства создания интерьера эксплуатация стекла представляется столь многообещающей. В рамках таких категорий, как эстетика и функция, красота и утилитарность, стеклу предстоит раскрыть еще многое из своего потенциала.
Дмитрий Кочуров, администратор портала Компания: ООО "Загородное обозрение" Тел. Для связи: 703-34-29 Адрес сайта www.zagorod.spb.ru e-mail для связи admin@zagorod.spb.ru
документ получен с сервера
stroy.spb.ru
по материалам http://stroy.spb.ru/
05 ноября 2006



Хотите узнать больше? Найти все про Сквозь стекло


Также в этой рубрике:
 
Проектирование будущего дома
При строительстве индивидуального жилья нужно понимать, что есть некоторые этапы, на которых любая экономия не только не желательна, но и просто противопоказана.
Возвращение модерна
Планируя стиль интерьера для современного загородного дома, многие архитекторы все чаще обращаются сегодня к классическому искусству прошлого, к его безукоризненным пропорциям и внутренней гармонии. В веренице художественных направлений модерн занимает, пожалуй, одно из ведущих мест. Парадокс' Заклейменный когда-то как проявление мещанства и пошлости, как лишенный всякой художественной ценности и обреченный, казалось бы, на забытье, сегодня модерн вновь на пике популярности.
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 16:59,
страница Сквозь стекло - Декор, акссесуары, проектирование строительного портала prodekorsten.ru