АБН. 06.05.2003, Санкт-Петербург 10:50 Сегодня в 14.00 заместитель министра путей сообщения РФ Юрий Дьяконов и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев торжественно откроют отреставрированный Финляндский вокзал. Это первый из железнодорожных вокзалов города, который полностью готов встретить гостей в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Финляндский вокзал – второй в России по объему пригородных перевозок: с вокзала отправляется более 40 тысяч человек в сутки. Летом объем перевозок возрастает до 60 тысяч пассажиров ежедневно. Реконструкция вокзала длилась почти два года, и общий объем средств, затраченных на подготовку вокзального комплекса к юбилею города, составил 102 млн. руб. Генеральным подрядчиком работ являлась "Балтийская строительная компания", именно та фирма, которая сейчас реконструирует все вокзалы Петербургского железнодорожного узла и ведет строительство Ладожского вокзального комплекса. Сначала на вокзале были полностью заменены инженерные сети, система теплоснабжения, водоснабжения и др. На фасаде изменилась облицовка, выполненная из наборной итальянской плитки, и теперь окраска фасада приближена к исторической. По всему периметру здания заменены витражи, отремонтированы два купола, вся кровля, отреставрирована башня с часами. В самом здании вокзала реконструирован с перепланировкой и отделкой 1–й этаж зала ожидания, отремонтированы помещения 2-го этажа. Кроме этого, капитально отремонтирована и заасфальтирована 4-я платформа, вымощены тротуарной плиткой платформы N 1 и N 2. Завершены работы по укладке бетонно-мозаичных полов помещений вокзала, а также монтаж вентиляции с установкой вытяжных и приточных камер, и освещения с заменой электропроводки.
Финляндский вокзал насчитывает более ста лет. 11 сентября 1870 года – официальный день открытия всего станционного комплекса зданий и сооружений "Санкт-Петербург – Финляндский". Его строительство связано с вводом первого участка железной дороги протяженностью 120 верст, соединившего Петербург с Финляндией, входившей в то время в состав Российской империи. Всего на этом участке было 32 станции, однако Финляндский вокзал являлся единственным каменным зданием, остальные были деревянными, в так называемом "Русском стиле". Архитектором здания Финляндского вокзала был П.С. Кулинский, а интерьеры вокзала отделаны по проектам финских инженеров В. Вестлинж и П. Дегенера. Остальные постройки – по проекту К. Нюланера. В 1965 году по проекту архитекторов П.А.Ашастина, А.В.Баранова и Я.Н.Лунина было начато строительство нового, нынешнего здания вокзала, которое завершилось в 1969 году. Его высота – 8 метров. Над зданием вокзала расположена башня со шпилем высотой 13 метров. На фасаде установлены бронзовые барельефы, напоминающие о встрече Ленина с трудящимися, солдатами и матросами Петрограда в апреле 1917 года. На перроне вокзала на вечную стоянку в память о Ленине 20 апреля 1961 года установлен паровоз старой конструкции N 293. К 1980 году со стороны Финского переулка был построен второй фасад, в центре которого оставлен фрагмент старого вокзала. В 1994 году произведена реконструкция кассового зала "Экспресс-2", и установлено современное оборудование для продажи железнодорожных билетов.