Главная/ Официальная хроника/ (страница 62)/

Новый курс России определят в 2006 году

Ситуация неопределенности в экономической политике может быть разрешена лишь в следующем году – до этого даже знаковые отставки в правительстве не будут иметь решающего значения

Ситуация неопределенности в экономической политике может быть разрешена лишь в следующем году – до этого даже знаковые отставки в правительстве не будут иметь решающего значения

 

Проверочную деятельность налоговых органов следует упорядочить, а процедуру налоговых проверок – упростить. Об этом заявил во вторник Владимир Путин на совещании в Кремле по проблемам налогового администрирования после доклада вице-премьера Александра Жукова. Впрочем, президент не уточнил, для кого именно должны быть упрощены налоговые проверки – то ли для налоговиков, то ли для плательщиков. Столь размытая позиция высшего руководства лишь усиливает неопределенность вокруг будущего экономического курса России. Такая неопределенность обходится экономике страны все дороже, и властям рано или поздно придется сделать окончательный выбор между госкапитализмом и продолжением либеральных реформ. Однако в нынешней ситуации, когда в России, по сути, действуют два неоднородных правительства – одно в Белом Доме, другое на Старой Площади, проводить какую-либо единую политику не представляется возможным. Для того чтобы выйти из этого положения, могут понадобиться не только смена кабинета, но и изменения в самой системе власти. Однако, по мнению экспертов, момент для этих перемен еще не наступил. Время для полностью обновленного кабинета настанет ближе к следующему избирательному циклу – в середине-конце 2006 г. Перестановки в правительстве не исключены и в этом году, однако воспринимать их как знак того, что стратегический выбор сделан, явно не стоит.

В последнее время противоречия внутри правительства стали все больше выходить наружу – в сферу публичной политики. Так, глава Минэкономразвития Герман Греф, по свидетельству наблюдателей, представил правительству программу среднесрочного развития практически без доработок, несмотря на прямое распоряжение премьера. В частности, Г. Греф продолжает настаивать на том, что удвоение ВВП возможно не к 2012, а к 2015 г., да и то при исключительно благоприятных условиях. Кроме того, глава МЭРТ обрушился с критикой на российские фискальные органы. По его мнению, возможности налоговиков истолковывать закон по-своему должны быть ограничены. Кроме того, г-н Греф заявил, что история ЮКОСа не должна повториться. «У нас есть 13 крупнейших нефтяных компаний. Если их лишить собственности, следствием будет революция. Это невозможно», – заявил министр. Между тем Владимир Путин дал указание Александру Жукову разобраться с проблемой налогового администрирования. При этом от администрации президента поступают противоречивые сигналы. С одной стороны, президент вроде бы поддерживает отдельные либеральные инициативы. С другой – из-под пера его юристов выходят законопроекты, призванные усилить налоговый пресс. Таким образом, «генеральная линия» российских властей по-прежнему остается неопределенной.

Источник, близкий к либеральному крылу кабинета, надеется на то, что в конечном итоге выбор будет сделан в пользу ограничения возможностей налоговиков. «Я сильно сомневаюсь в том, что в правительстве будет проводиться жесткая линия на усиление полномочий фискальных органов», – отмечает собеседник RBC daily. По его оценке, позиции по этому вопросу в правительстве практически едины. «Думаю, что и у Фрадкова, и у Грефа, и у Кудрина позиции одинаковые – у налоговиков не должно быть такого инструмента, как презумпция виновности, – говорит он. – Я даже не рассматриваю такой сценарий. Кроме того, эту позицию артикулировал и Путин». Более того, собеседник RBC daily утверждает, что в последние недели правительство Фрадкова всерьез «сплотилось». «Монетизация льгот дала правительству четкий сигнал – либо вы объединяетесь и действуете, где можно, без противоречий, либо этим будут заниматься другие, – отмечает он. – Этот момент консолидировал правительство». Впрочем, собеседник RBC daily сделал важную оговорку. «Консолидация произошла именно в правительстве. Про других я не говорю», – сказал он. Между тем ни для кого не секрет, что экономическая политика далеко не всегда определяется в Белом Доме.

«Источником всей этой ситуации неопределенности является даже не то, что внутри правительства существует либеральное и консервативное крыло, – сказал RBC daily руководитель спецпроектов Института Социальных Систем МГУ Дмитрий Бадовский. – Дело в том, что у нас, как обычно, существует как минимум два правительства – одним из которых является администрация президента. Внутри нее, в свою очередь, существует множество крыльев, каждое из которых отстаивает совершенно разные стратегии». В результате такой множественности управления очень трудно сказать, кто собственно управляет страной. «На данный момент непонятно, кто проводит политику, – отмечает г-н Бадовский. – Между тем было бы гораздо лучше, если бы хоть кто-то победил. Это дало бы определенность экономического курса. Наступает момент, когда всем становится понятно, что лучше «ужасный конец, чем ужас без конца». Наступает момент, когда издержки неопределенности становятся слишком большими». Логично предположить, что выбор в пользу той или иной стратегии развития страны может быть озвучен весной в послании президента Федеральному Собранию и оформлен в виде кадровых решений. Однако сами по себе эти шаги уже неспособны разрешить ситуацию.

В последние недели общим местом стали прогнозы о возможной отставке главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова и руководителя МЭРТ Германа Грефа. Но для того чтобы избавиться от размытости политики, может понадобиться перекраивание системы власти более глубокое, чем просто кадровые перестановки. По мнению Дмитрия Бадовского, отставки отдельных членов кабинета в этом году вполне возможны, однако делать из них поспешные выводы не стоит. «Даже знаковые отставки в правительстве не влекут за собой вывод, что стратегический выбор сделан. Сами по себе отставки внутри правительства принципиально ситуацию не меняют, – полагает он. – Ведь речь идет об определении стратегического курса, в том числе за пределами 2007-2008 гг. Поэтому для принятия таких решений еще рано». По оценке Дмитрия Бадовского, момент для стратегического решения, скорее всего, наступит года через полтора. «Если сейчас предложить руководство кабинета любому человеку из «обоймы», подходящему на роль премьера, он наверняка откажется, – отмечает г-н Бадовский. – Время политического кабинета еще не наступило. Оно придет в 2006-2007 гг.».

 

Отдел политики

 

            Антон ПОПОВ

 

по материалам РосБизнесКонсалтинг
09 февраля 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Новый курс России определят в 2006 году


Также в этой рубрике:
 
Стенографический отчет о совещании с членами Правительства Путина В.В.
Герман Греф: Пять ключевых групп вопросов земельной реформы
Операция "Монарх" стартовала
Группа экспертов срочно перелицовывает текст Конституции РФ – президента будет выбирать не народ, а парламент
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:27,
страница Новый курс России определят в 2006 году - Официальная хроника строительного портала prodekorsten.ru