Главная/ Официальная хроника/ (страница 42)/ |
Сопредседателями круглого стола были: Межевич Валентин Ефимович - Первый заместитель Председателя Комиссии Совета Федерации СФ РФ по естественным монополиям, Антипов Михаил Александрович - Генеральный директор ООО «Энергетический центр Президент - Нева», Слободин Михаил Юрьевич - Президент ОАО «Российские коммунальные системы», Шаккум Мартин Люцианович - Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.
Первым выступил Мартин Шаккум, который обратил внимание на то, что «Важнее тему, чем энергетика в ЖКХ сложно себе представить». Так же Мартин Люцианович отметил: «Пока каждый гражданин не будет иметь приборов учета потребления коммунальных услуг, мы не сможем перейти к ресурсосбережению». Сославшись на то, что российские северные соседи - страны прибалтики - давно уже перешли на систему один дом - одна котельная, господин Шаккум понадеялся, что скоро и наша страна сможет перейти на данную систему.
Участники круглого стола приняли следующий пакет рекомендаций:
В докладах и выступлениях участников Круглого стола были детально проанализированы основные проблемы модернизации коммунальной энергетики Российской Федерации и отмечены ключевые направления развития отрасли:
1. Новые подходы в государственной политике в сфере ЖКХ требуют развития конкуренции операторов за право эксплуатации коммунальной инфраструктуры, создания механизмов привлечения инвестиций в коммунальную отрасль, внедрения эффективных энергоустановок когенерации электрической и тепловой энергии и других энергосберегающих проектов.
В настоящее время в России сложилась система управления объектами ЖКХ, когда роль собственника, оператора, а также регулятора ЖКХ в большинстве случаев выполняют органы власти. Концентрация трех основных функций: владения, управления и регулирования ЖКХ в одном лице неэффективна, т.к. в системе управления отсутствует контрагент, цель которого - повышение экономической эффективности деятельности. Передача функций оператора, а в отдельных случаях и роли собственника от государства частным компаниям способствует повышению эффективности функционирования отрасли и, как следствие, улучшению качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг.
2. Эффективное влияние государства на процесс модернизации коммунального теплоснабжения, в первую очередь, проявляется в той нормативной базе, на основании которой будут действовать участники рынка теплоснабжения. Стратегические цели создания на территориях муниципальных образований единых теплосетевых компаний, роста тепловой нагрузки электростанций и повышения эффективности ТЭЦ, а также обеспечение качества услуг, оказываемых потребителям, может быть достигнута при условии формирования долгосрочных договорных отношений между теплоснабжающими организациями и контрагентами. Основой таких долгосрочных отношений, устанавливающий правовые, экономические и организационные основы в сфере теплоснабжения в Российской Федерации должен стать федеральный закон «О теплоснабжении».
Закон должен определить полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по регулированию и контролю в области теплоснабжения, права и обязанности субъектов теплоснабжения, потребителей тепловой энергии и иных лиц, участвующих в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, определить порядок и правила функционирования операторов на рынке производства и транспортировки тепловой энергии, создавая тем самым условия для привлечения инвестиций и развития отрасли.
3. Одним из основных инструментов регулирования отношений в сфере государственно-частного партнерства должен стать принятый Закон от 21.07.2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Но он имеет ряд существенных недостатков. В частности, не определены условия и порядок возврата инвестиций (в том числе механизм их возврата при досрочном расторжении концессионного соглашения), не предусмотрены налоговые и иные льготы для инвестора, не обработан механизм изъятия объектов КХ у предприятий, не определен порядок государственной регистрации прав концессионера на объект КС, не утверждены типовые концессионные соглашения. Кроме того, Закон содержит запрет на передачу концессионерам в залог объекта концессионного соглашения (прав по КС); на уступку требований и перевод долга по КС до момента ввода объекта в эксплуатацию, что ограничивает возможность концессионера по привлечению инвестиционных средств. На практике реализуется в основном модель - «Долгосрочная аренда муниципального имущества в обмен на инвестиции».
4. Система тарифообразования сегодня является сдерживающим фактором развития коммунальной энергетики. В плане ее совершенствования, необходимо предусмотреть возможность наряду с использующимися методами, применение аналогового метода (тариф «лучшей организации»), отдавая предпочтение двуставочным тарифам с введениев зональных коэффициентов. Применение предельных тарифов должно сочетаться с возможностью их гибкого изменения, а введение долгосрочных тарифов сроком на 3-5 лет - с формулой пересчета, привязанной к изменению макроэкономических факторов. Тарифы должны компенсировать затраты на поддержание резервов мощности и возврат вложенного капитала.
5. В последнее десятилетие серьезной проблемой стал дефицит квалифицированных кадров в сфере коммунальной энергетики и инфраструктурных отраслей. Отсутствует система подготовки кадров всех уровней. Приток квалифицированных молодых специалистов в эти отрасли практически приостановился. Именно поэтому отмечена необходимость изыскания средств на реализацию программ подготовки и переподготовки молодых специалистов.
6. В стране отсутствует единый Центр, отвечающий за реформу ЖКХ. Считаем целесообразным создание центра компетенции и ответственности за реформирование жилищно-коммунального хозяйства на федеральном уровне (центр управления реформой ЖКХ).
Участники Круглого стола «Коммунальная энергетика и ЖКХ - к новым системным решениям, качеству и надежности» IV Всероссийского энергетического форума убеждены, что необходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы в сфере коммунальной энергетики. В связи с этим рекомендуется:
Правительству Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации уделить внимание подготовке новых федеральных законов: «О теплоснабжении», «Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания». Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»», Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Налоговый кодекс РФ в связи с принятием Федерального закона «О концессиональных соглашениях».
Внести изменения и дополнения в федеральные законы и другие нормативно-правовые акты: Федеральный закон «О концессиональных соглашениях». Ускорить принятие Постановлений Правительства, предусмотренных Распоряжением Правительства от 23 июня
- laquo;О порядке финансирования инвестиционных прогрмм организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения»;
- «О порядке определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций»;
- «Об обязательных правилах при заключении и исполнении публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры»;
- Постановление Правительства «О порядке предоставления государственных гарантий РФ по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой и модернизации коммунальной инфраструктуры» (Основание: Распоряжение Правительства РФ от 14.11.2005 №1926-р).
Реализовать слудующие мероприятия:
- Рассмотреть вопрос целевого финансирования на разработку программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры из Федерального бюджета;
- Предусмотреть направление целевых средств на реализацию программ подготовки и переподготовки специалистов в отраслях коммунальной инфраструктуры;
- Разработать методические рекомендации по реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий в связи с прекращением их деятельности в жилищно-коммунальном комплексе (например, при передаче объектов инфраструктуры в долгосрочную аренду частному оператору);
- Упростить порядок учета объектов коммунальной инфраструктуры, включающий в себя паспортизацию, техническую инвентаризацию и регистрацию прав на объекты коммунального хозяйства.
- Рассмотреть возможность создания в программе «Доступное жилье» подпрограммы «Развитие и реконструкция сетей энергоснабжения на территориях муниципальных образований» с разработкой со стороны муниципалитетов, субъектов Федерации, Правительства РФ механизма компенсации для энергоснобжающих компаний, участвующих в реализации национальной программы.
- Провести меропрятия по совершенствованию организационных и финансовых механизмов, создающих соответствующие условия привлечения инвестиций в телоэнергетику, в т.ч. налоговые, кредитные, экспортно-импортные, страхования и гарантирования доходности на вложенный капитал (например, в возможно кооткий срок разобрать методику экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала);
Субъектам Федерации в рамках их полномочий рекомендуется провети мероприятия по следующим направлениям:
- Принять законодательные и нормативно-правовые документы в развитие федеральных законов и необходимые для федеральных программ;
- Обеспечить условия для привлечения частных инвестиций и предусмотреть средства на софинансирование наряду с муниципалитетами и Российской Федерацией реконструкции и модернизации инженерно-коммунальной инфраструктуры;
- Обеспечить безусловное выполнение финансовых обязательств по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Анна Богомолова
| ||||||
|
Президент РФ | |
Государственная Дума РФ | |
Правительство РФ | |
Москва | |
Область | |
Регионы | |
Законодательство | |
Словарь |
| ||
| ||
|
| ||||||||||||||||
(000) 000-00-00 |
Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 18:17, страница 6 апреля в Центре Международной Торговли в рамках форума «ТЭК в России в XXI веке» прошел круглый стол «Коммунальная энергетика и ЖКХ – к новым системным решениям, качеству и надежности». - Официальная хроника строительного портала prodekorsten.ru |