Главная/ Биллинговые системы/

Екатеринбург и Свердловская область: биллинговая система

Автоматизация расчетов в системе ЖКХ Урала

Следующим средством автоматизации работы организаций жилищно-коммунального комплекса, с которым мы хотим познакомить посетителей интернет-портала prodekorsten.ru является расчетно-информационная система «Контур-Актив ЖКХ».

 

Финансовое оздоровление жилищно-эксплуатационных предприятий лежит в основе любой из существующих концепций реформы ЖКХ. Наиболее важной задачей в этой области является работа по выяснению запутанной картины финансовых потоков. Начисление и сбор платежей на местах (квартплата) производятся, как правило, силами самих жилищных организаций, зачастую в ручном режиме, что становится причиной самых разных ошибок, сознательных искажений, а также неполного составления имеющихся данных. Аккумуляция средств на счетах жилищных организаций приводит к постоянным недоразумениям при расчетах с поставщиками коммунальных услуг. При этом на них ложится вся ответственность, как за долги неплательщиков-граждан, так и за неполные выплаты по бюджетным возмещениям в адрес жилищных организаций. Исторически сложившиеся схемы расчетов, не совпадающие в разных городах и даже в разных районах одного города, еще больше запутывают финансовую картину.

Чтобы избежать подобных неприятностей, в 2001 г. специалистами компании «СКБ Контур» была создана информационно-расчетная система «Контур-Актив ЖКХ». Попытаемся разобраться, в чем заключается суть данной системы и для решения каких конкретных задач она предназначена.

Эта операционная система предполагает формирование на своей базе единого расчетного центра, который выполняет функции начисления и сбора жилищно-коммунальных платежей при Службе единого заказчика или в ведении отдельного расчетно-информационного центра города, что позволяет значительно усовершенствовать схему всех производимых расчетов.

При таком централизованном варианте расчетов жилищные организации рассматриваются как поставщики своих услуг и перестают фигурировать в роли должников перед поставщиками коммунальных услуг. Получая оплату от граждан и возмещения по льготам и субсидиям из бюджетов, расчетный центр оперативно распределяет полученные средства между всеми поставщиками. Таким образом, задолженности населения, так же как и неполные бюджетные выплаты, начинают одинаково сказываться на всех поставщиках, включая жилищно-эксплуатационные организации.

         По своей технологической структуре расчетный центр представляет собой сложно организованную компьютерную сеть, в которую при необходимости могут быть включены и удаленные филиалы. Взаимодействие центра с филиалами может осуществляться в двух режимах в зависимости от наличия каналов связи. В случае работы по выделенному каналу связи (режим on-line) филиалы получают прямой доступ к базе данных расчетного центра. При отсутствии канала связи возможен обмен данными на магнитных носителях в режиме off-line по установленному заранее регламенту.

             Программное обеспечение расчетного центра охватывает большой объем лицевых счетов, что гарантирует выполнение всех функций по расчетам с населением и поставщиками услуг. К таким расчетам относятся: начисление платежей,  предоставление льгот определенным категориям граждан, расчет субсидий, перерасчеты по недопоставкам услуг и по заявлениям граждан, регистрация платежей населения, поступивших через банк, почту, а также взаимозачеты через специализированные пункты приема платежей и многое другое.

         Для работников системы ЖКХ в расчетной программе предусмотрена разветвленная система справочников по начислению платежей с учетом дотаций и льгот.

Все исходные данные для проведения начислений заносятся и хранятся в карточке лицевого счета. Карточка имеет ряд общих, не подлежащих изменению реквизитов и набор параметров, которые со временем могут меняться. История изменения параметров может храниться в карточке неограниченное время и вместе с историей изменений тарифов позволяет проводить перерасчеты по прошлым периодам времени.

Причем в процессе таких операций программа автоматически определяет размеры полагающихся гражданам дотаций и льгот в пределах норм площади и нормативов потребления коммунальных услуг. Для расчета субсидий в программе также предусмотрена система настроек.

Поскольку население начинает все активнее пользоваться индивидуальными приборами учета коммунальных услуг, операционная система содержит детально разработанные средства для проведения начислений по показаниям таких счетчиков.

В программе также предусмотрена возможность проведения различных видов перерасчетов по недопоставкам или поставкам услуг ненадлежащего качества, которые могут производиться в соответствии с заявлениями, поданными гражданами.

При необходимости результаты начисления платежей можно распечатывать в виде квитанций на оплату.

Для населения программа дает возможность формировать справки по образовавшимся задолженностям и о предоставлении субсидий или отказе в них с указанием причин такого отказа.

Поступившие в расчетный центр платежи от населения регистрируются и распределяются между поставщиками жилищных и коммунальных услуг. По результатам такой разбивки формируются платежные поручения, а полученные средства перечисляются конкретным поставщикам. Итоги начисления платежей, льгот, расчета субсидий, проведения перерасчетов и регистрации оплаты фиксируются в карточке лицевого счета.

Возможности программы учитывают, что бухгалтерам-расчетчикам приходится тесно сотрудничать с органами социальной защиты населения и финансово-бюджетными управлениями территорий, осуществляющих возмещение льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим она позволяет выполнять следующий ряд функций:

·              формировать списки льготников для органов социальной защиты, анализировать их (производить различные выборки) и корректировать по мере уточнения;

·              вести адресный учет сумм, полученных на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, производя оперативную оплату услуг поставщикам;

·              составлять реестр сумм на оплату жилья и коммунальных услуг, начисленных за месяц.

 

Вести целый ряд традиционно составляемых предприятиями ЖКХ ведомостей:

·              сводную оборотную ведомость по расчетам с квартиросъемщиками;

·              отчет о начислении платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;

·              развернутую сальдовую ведомость по лицевым счетам;

·              сальдовую ведомость в свернутом виде по лицевым счетам и начислениям;

·              сальдовую ведомость по предоставленным услугам;

·              отчеты о начислениях за определенные периоды.

 

Составлять различные виды перерасчетов:

·              ведомость перерасчета начислений по недопоставке услуг;

·              ведомость перерасчета начислений по заявлениям граждан;

·              ведомость всех перерасчетов;

·              перерасчеты по недопоставке услуг согласно актам;

·              отчет по отоплению ненадлежащего качества.

 

Кроме того, с помощью этой операционной системы можно вести ведомости по распределению начисленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также по фактам их поступления. Составлять списки должников и справки об имеющихся у них задолженностях.

Первым пользователем системы «Контур-Актив ЖКХ» стал ЕРЦ г. Екатеринбурга, в котором составлено 420 тыс. лицевых счетов. В течение трех последующих лет были автоматизированы расчетные центры ряда городов Свердловской области с объемами в 10 – 15 тыс. лицевых счетов. Кроме них системой пользуются небольшие расчетные группы малых городов и поселков Урала, в которых ведется от одной до трех тыс. лицевых счетов.

 

Артем ЛЯЩЕНКО

по материалам prodekorsten.ru
18 мая 2005



Хотите узнать больше? Найти все про Екатеринбург и Свердловская область: биллинговая система


Также в этой рубрике:
 
Санкт-Петербугр: биллинговая система
Геоинформационная система – эффективный способ снижения расходов предприятий коммунального хозяйства
Технико-коммерческое предложение (Союз коммунальных предприятий)
Автоматизированная система расчетов «СКП-Биллинг»
 

prodekorsten.ru - строительный информационно-аналитический интернет журнал, Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 ЗАО «ДОМКОМ.РУ»
Президент РФ
Государственная Дума РФ
Правительство РФ
 
 
Москва
Область
Регионы
 
Законодательство
 
Словарь

По теме

Популярное




Экспертный Совет при Комитете Государственной Думы РФ
Законопроекты
Это интересно
Недвижимость
ЖКХ
Ипотека
Мир Новосела



 

(000) 000-00-00

Все права защищены и охраняются законом. © 2000-2023 prodekorsten.ru
сейчас 17.04.2023 17:52,
страница Екатеринбург и Свердловская область: биллинговая система - Биллинговые системы строительного портала prodekorsten.ru