Пояснительная записка |
к проекту Федерального закона Российской Федерации
"О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными
инвесторами"
Повышение эффективности использования инструментов экономической политики Российской Федерации в сфере регулирования инвестиций и стимулирования их притока в экономику России тесно связано с совершенствованием правовой базы.
Мировая практика показывает, что страны с развивающейся рыночной экономикой и наиболее успешно привлекающие инвестиции, используют договорные отношения между государством как владельцем собственности и частным инвестором. В этих целях широко используются концессионные договоры, в особенности для реализации крупных проектов в области недро- и природопользования. Однако в Российской Федерации практика заключения концессионных договоров не применяется. Это связано с отсутствием необходимой правовой основы.
Принятие части I Гражданского кодекса Российской Федерации создало правовое поле для организации хозяйственной деятельности на основе гражданско-правовых принципов. Это позволяет решить проблему привлечения инвестиций, в том числе иностранных, на базе развития гражданско-правовых отношений между государством как владельцем собственности и частным инвестором.
Именно эту задачу решает представляемый проект федерального закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами".
Представляемый законопроект носит рамочный характер, обеспечивающий необходимые правовые основы для заключения концессионных договоров, видами которых являются: собственно концессионные договоры, соглашения о разделе продукции и соглашения (контракты) на предоставление услуг.
Конкретизация базовых положений представляемого законопроекта должна предусматриваться в ряде специальных законов (в области недропользования, природопользования и др.). Одним из таких специальных законов является принятый Государственной Думой законопроект "О соглашениях о разделе продукции". Законопроектом предусматривается, что предметом концессионных договоров является установление прав и обязанностей в отношения:
отдельных видов хозяйственной деятельности, предоставление права на осуществление которых находится в компетенции государственных органов, в том числе разработка природных ресурсов на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
объектов государственной или муниципальной собственности.
Конкретные виды хозяйственной деятельности и объекты государственной и муниципальной собственности, в отношении которых может быть заключен концессионный договор, определяются специальными перечнями, разрабатываемыми и утверждаемыми в зависимости от вида собственности Правительством Российской Федерации или правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается возможность заключения, исполнения и прекращения концессионных договоров в любых сферах экономики России. Вместе с тем проектом закона предусмотрено, что в целях обеспечения обороны, национальной безопасности и охраны окружающей среды законодательством Российской Федерации могут устанавливаться на отдельных территориях Российской Федерации ограничения и запреты на заключение концессионных договоров с российскими и иностранными инвесторами. Порядок осуществления деятельности и право собственности на произведенную продукцию в области добычи драгоценных металлов и природных драгоценных камней, радиоактивного сырья, металлов и других продуктов, распоряжение которыми входит в исключительную компетенцию Правительства Российской . Федерации, регулируются соответствующими законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Принципиальной особенностью представляемого законопроекта является возможность регулирования отношений между государством и инвестором при заключении концессионных договоров на основе гражданско-правовых принципов, позволяющих государству и инвестору выступать в качестве равноправных сторон договорных отношений. В соответствии с законопроектом сторонами концессионных договоров являются:
Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации и/или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации или уполномоченных ими органов государственной исполнительной власти, субъекты Российской Федерации в лице правительств (администраций) субъектов Российской Федерации пли уполномоченных ими органов государственной исполнительной власти;
юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими или иностранными инвесторами.
Иностранные государства не могут являться сторонами концессионного договора.
Законопроект предоставляет возможность заключения соглашения между государством и инвестором в форме:
собственно концессии, характеризующейся следующими основными признаками:
государственной собственностью на объекты пользования;
осуществлением деятельности инвестора на возмездной и срочной основе;
правом собственности инвестора на произведенную продукцию и полученные доходы;
привлечением дополнительных инвестиций и длительными сроками деятельности;
соглашения о разделе продукции, характеризующегося следующими основными признаками:
распределением полученной продукции между государством и инвестором:
заменой взимания налогов, сборов, пошлин и других предусмотренных действующим законодательством платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право пользования недрами, произведенной продукцией;
значительными объемами инвестиций и длительными сроками деятельности;
соглашения (контракта) о предоставлении услуг (с риском и без риска). характеризующегося следующими основными признаками:
собственностью государства на произведенную продукцию;
получением инвестором вознаграждения за выполненный объем работ (при предоставлении услуг с риском вознаграждение инвестору производится при условии достижения им результата, предусмотренного в контракте. При предоставлении услуг без риска вознаграждение производится за осуществленную деятельность.
Всеми видами концессионных договоров инвестору гарантируется обеспечение стабильных условий деятельности на протяжении всего срока их действия. При этом практически все затраты по реализации всех видов концессионных договоров и соглашении осуществляются инвесторами за своп счет без использования средств федерального или местных бюджетов.
Основные положения законопроекта предусматривают:
конкретизацию н разграничение функции федеральных и региональных органов исполнительной власти при подготовке, заключении и исполнении концессионных договоров;
составление федеральных и региональных перечней конкретных проектов, на которые распространяется действие настоящего Закона. Предусматривается, … порядок составления федеральных перечней определяется Правительством Российской Федерации, а региональных - правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации:
обеспечение стабильных экономических условий договоров с инвесторами в течение всего срока их действия (в соответствии с действующим на момент подписания этих договоров законодательством). С. этой целью предусматривается, что если в течение срока действия договора, законами или иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, изменяются прежние или устанавливаются новые условия, ухудшающие экономическое положение инвестора, стороны вносят в договор изменения, обеспечивающие инвестору результаты, которые были бы достигнуты им в случае сохранения законодательства, действовавшего на момент вступления договора в силу. Сфера действия этой привилегии не затрагивает изменения законодательства, касающегося обеспечения обороны. национальной безопасности и общественного, порядка, охраны окружающей среды и техники безопасности, нравственности и здоровья населения;
заключение концессионных договоров с инвесторами по итогам конкурсов и аукционов. На конкурс представляются основные условия ^договоров, прошедшие экономическую и экологическую экспертизу и согласованные с федеральными или региональными органами государственной исполнительной власти. Конкурсы проводятся по объектам, включенным в утвержденные Правительством Российской Федерации или правительствами (администрациями) субъектов федерации перечни;
замену налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (кроме налога на прибыль и платежей за пользование недрами), предусмотренных законодательством Российской Федерации, распределением произведенной продукции между инвестором и Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации;
участие в заключении и осуществлении концессионных договоров как российских, так и иностранных юридических и физических лиц;
порядок разрешения споров. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из концессионных договоров или в связи с ними, должны решаться путем переговоров сторон, а в случае их неразрешимости путем переговоров - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (арбитраж, условия международных договоров Российской Федерации).
В связи с необходимостью принятия специального налогового режима при выполнении соглашении о разделе продукции одновременно представляется проект федерального закона "О внесении изменении и дополнении к Закону Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Этим законопроектом предусматривается введение специального налогового режима при пользовании природными ресурсами на основе соглашения о разделе продукции, допускающего замену взимания налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (за исключением налога на прибыль и платы за пользование недрами) соответствующим распределением продукции между участниками соглашения.
Представляемый проект федерального закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" является актуальным, создает правовые основы для заключения концессионных договоров, широко применяемых в мировой практике, и будет способствовать притоку отечественных и зарубежных капиталовложении в российскую экономику.
Реализация концессионных договоров не повлечет за собой расходования бюджетных средств.
По экспертной оценке, в период до 2000 года реализация концессионных договоров позволит привлечь в экономику России дополнительные инвестиционные ресурсы в размере 8-10 млрд. долларов, в том числе 7 млрд. долларов на основе готовящихся соглашении о разделе продукции с ведущими иностранными фирмами и российскими компаниями.