Заключение комитета по проекту федерального закона

О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
(первое чтение)


Рассмотрев проект федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считает возможным поддержать представленный законопроект и рекомендовать его к принятию в первом чтении.
Актуальность концепции проекта федерального закона, основных его положений подтверждается его направленностью на создание единой системы законодательства о государственных и муниципальных закупках, устранение имеющихся противоречий в действующем законодательстве, установление общих правил, способов и процедур размещения заказов для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, стимулирование добросовестной конкуренции, создание прозрачных процедур закупок.
Целью федерального закона провозглашены обеспечение единого экономического пространства при размещении заказов, эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов.
Основные концептуальные положения законопроекта обнаруживаются при анализе статей о способах и процедурах размещения заказов, о предварительном квалификационном отборе участников процедур размещения заказов, об обеспечении защиты прав и законных интересов участников при проведении процедур размещения заказов.
В законопроекте определены квалификационные требования к участникам процедур размещения заказов, механизмы их предварительного квалификационного отбора, порядок предоставления конкурсной документации участнику конкурса, а также содержание самой конкурсной документации. Предусматривается обязательное включение в конкурсную документацию инструкции по подготовке конкурсных заявок, критериев и процедуры оценки конкурсных заявок, порядка формирования цены конкурсной заявки и т.д.
В законопроекте подробно описаны конкретные способы размещения заказа, соответствующие полномочия органов государственной власти.
В целом можно констатировать, что содержание представленного законопроекта соответствует заявленным в статье 1 целям и предмету правового регулирования .
Вместе с тем, Комитет отмечает ряд недостатков законопроекта.
Так, требуется доработка отдельных положений законопроекта с точки зрения приведения их в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, следует уточнить понятийный аппарат, статус участников процедур проведения торгов, порядок проведения торгов.
В главе 2 законопроекта о порядке предварительного квалификационного отбора следовало бы усилить критерии, на основании которых определяются участники, прошедшие предварительный квалификационный отбор. Тем самим исключались бы опасения по поводу возможного использования данного механизма как инструмента субъективного отсева соответствующих участников конкурса.
Нуждаются в уточнениях и сформулированные в законопроекте способы размещения заказов, порядок их осуществления.
В законопроекте отсутствуют положения о таком перспективном и уже применяемом на практике способе торгов, как электронные торги.
Требует доработки и структура законопроекта. Некоторые из его глав состоят только из одной статьи ( главы 4, 7), или содержат положения, которые логически могли бы быть включены в другие главы.
Приведенные замечания касаются конкретных положений законопроекта и не затрагивают его концепцию.
Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что действующее законодательство о закупках нуждается в упорядочении, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям поддерживает концепцию проекта федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.


Председатель Комитета М.Л.Шаккум


____________________________________________________________________________________________
25.10.2004