Заключение Правового управления Государственной Думыпопроектуфедерального закона
О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (в редакции федеральных законов от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ, от 21 марта 2002 года № 31-ФЗ)"
(1 чтение)
0310401382-3.125
Комитет Государственной Думы
по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
Заключение по проекту федерального закона № 401382-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», внесенному Московской городской Думой
(первое чтение)
1. Проект устраняет ряд несоответствий между положениями Федерального закона «О товариществах собственников жилья» и другими правовыми актами, в частности, как следует из пояснительной записки, Гражданским кодексом РФ. Однако в этой части по проекту имеются замечания, поскольку предложенное в нем новое название Закона и, следовательно, предмет его регулирования, не согласуются с нормами статьи 291 ГК. Данная статья Кодекса предусматривает наличие закона именно о товариществах собственников жилья как правовой форме взаимоотношений домовладельцев. С другой стороны, принятый в развитие норм ГК Закон упоминает «иные объединения собственников недвижимости в жилищной сфере» (статья 4 Закона), но ограничивается при этом установлением правил лишь для товарищества собственников жилья. Учитывая изложенное, полагаем, что в проекте целесообразно уточнить правовое положение и иных подобных объединений.
2. В проекте не обращено внимание на статью 21 Закона, которая допускает образование кондоминиума на базе имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, что, на наш взгляд, не соответствует нормам ГК о собственниках жилья и, кроме того, порождает внутренние противоречия в самом Законе, так как согласно определению кондоминиума входящее в его состав имущество должно находиться в собственности соответствующих лиц (статья 1 Закона).
3. Согласно пояснительной записке к законопроекту изменения в статью 32 Закона вносятся во исполнение постановления Конституционного суда Российской Федерации от 3 апреля 1998 года № 10-П. Данным постановлением признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 1,3 и 4 статьи 32, в связи с чем неясно, почему проект вносит изменения только в пункт 4 (пункт 18 статьи 1 проекта).
4. Не все предлагаемые в проекте изменения безупречны в части редакции.
В пункте 4 статьи 17 в новой редакции (пункт 10 статьи 1 проекта) целесообразно слова в скобках исключить как излишние, поскольку перечень коммунальных услуг установлен Законом Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Если же данный пункт будет оставлен в предлагаемой редакции, то после слова «теплоснабжение» его следует дополнить словами «, в том числе приобретение и доставка твердого топлива при наличии печного топлива», что будет соответствовать статье 15-4 вышеуказанного Закона Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ).
В абзаце третьем статьи 19 (пункт 12 статьи 1 проекта) слово «жилья» полагаем оставить без изменения, как соответствующее статье 15-4 «Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг» Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (в редакции Федерального закона от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ).
Кроме того, необходимо определиться, о каких «иных пользователях» идет речь в абзацах первом и третьем; при этом следует иметь в виду, что круг лиц, которым могут предоставляться субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, исчерпывающе установлен статьей 15-4 вышеназванного Закона Российской Федерации, и «иные пользователи» в ней не названы. Следует также уточнить, о каких нанимателях жилых помещений говорится в указанных абзацах, согласовав данный вопрос со статьями 15-2 и 15-4 упомянутого Закона Российской Федерации.
В статье 23 (пункт 15 статьи 1 проекта), в целях единства терминологии, слова «обслуживание и эксплуатация» следует также заменить словами «содержание и ремонт» и в пункте первом.
Пункт 4 статьи 34 (пункт 19 статьи 1 проекта) полагаем оставить без изменения, поскольку сейчас его редакция понимается однозначно, а дополнение неопределенным словом «преимущественное» может привести к различному толкованию содержания пункта.
5. Проект нуждается в доработке с учетом Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов. Так, например, из наименования проекта следует исключить слова «и дополнений» (см. пункт 48 Методических рекомендаций).