Заключение Правового управления Государственной Думыпопроектуфедерального закона
О саморегулируемых организациях
(2 чтение)
11147723.127
Комитет Государственной Думы
по собственности
На исх. № вн. 3.9-21/847 от 11 ноября 2003 г.
Заключение по проекту федерального закона № 348631-3 «О саморегулируемых организациях» (второе чтение)
Изучив вышеназванный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. В части 1 статьи 3 проекта саморегулируемые организации определены как «негосударственные некоммерческие организации». В этой связи обращаем внимание, что подобный термин не используется в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», не раскрыт он и в самом законопроекте, поэтому его смысловая нагрузка неясна. Если предположить, что под негосударственными некоммерческими организациями понимаются организации, в которых не участвует государство в лице органов государственной власти, то такое уточнение излишне, поскольку круг членов саморегулируемых организаций, определенный в статье 1 и других законопроекта, не допускает участия названных органов в саморегулируемых организациях. В связи с изложенным предлагаем в пункте 1 статьи 3 проекта слова «негосударственные некоммерческие организации» заменить словами «некоммерческие организации».
2. Согласно пункту 3 части 1 статьи 6 проекта саморегулируемая организация может привлекать своих членов к ответственности за нарушение ими требований законодательства Российской Федерации, устава, правил и стандартов саморегулируемой организации. При этом в проекте не перечислены меры ответственности, которые может применять к свои членам саморегулируемая организация, и не указан орган управления саморегулируемой организации, который вправе принимать решение об утверждении перечня таких мер (статьи 14-17). Представляется, что в целях защиты интересов субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности - потенциальных членов саморегулируемых организаций законопроект нуждается в доработке в части уточнения компетенции органов управления саморегулируемой организации.
3. Вызывают сомнения с точки зрения возможности реализации на практике положения пункта 2 части 3 статьи 6 проекта о предоставлении саморегулируемой организации безусловного права участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования. Аналогичное замечание относится и к пункту 1 части 2 статьи 20 проекта.
4. Согласно пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 24 и другим статьям Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, к которым следует отнести и саморегулируемые организации, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. При этом объединения коммерческих организаций, созданные в форме ассоциаций и союзов, в любом случае не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 121 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). С этой точки зрения положения статьи 11 проекта, касающиеся предпринимательской деятельности саморегулируемых организаций, нуждаются в уточнении.
5. В редакционном уточнении и согласовании с положениями статей 54 и 138 Гражданского кодекса Российской Федерации нуждается статья 12 законопроекта в том, что касается порядка регистрации и использования упомянутых в ней объектов интеллектуальной собственности.
6. Согласно части 2 статьи 21 проекта перечисленные в ней саморегулируемые организации «считаются включенными» в единый государственный реестр саморегулируемых организаций. Указанное положение проекта нуждается в доработке и уточнении в части механизма реализации и установления правовых последствий подобной презумпции.
В целом текст законопроекта нуждается в тщательной редакционно-технической доработке. Предложения и замечания лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.