Заключение комитета по проекту федерального закона

О саморегулируемых организациях
(первое чтение)

(внесен депутатами Государственной Думы Плескачевским В.С., Примаковым Е.М., Пехтиным В.А., Резником В.М., Володиным В.В., Морозовым О.В., Ковалем А.П., Куриным Ю.Г., Рыжковым Н.И, Куликом Г.В., Зубовым В.М., Томчиным Г.А., Артемьевым И.Ю., Дубовым В.М., Хакамадой И.М., Крашенинниковым П.В., Медведевым П.А., Драгановым В.Г., Буратаевой А.М., Боткой Н.П., Бондарем В.Н., Бородай В.И., Надеждиным Б.Б., Коптевым-Дворниковым В.Е., Житинкиным С.В., Емельяновым М.В., Генераловым С.В., Гвоздевой С.Н., Грачевым В.А., Иваненко С.В., Лисиненко И.В., Мизулиной Е.Б., Ковалевым С.А., Кодзоевым Б.И., Белоусовым А.Н., Рогозиным Д.О., Рубежанским П.Н., Барлыбаевым Х.А., Новиковым А.В., Огоньковым А.В., Аксаковым А.Г., Александровым А.И., Аслахановым А.А., Амировым К-А. А., Бичелдеем К.А., Галичаниным Е.Н., Динесом И.Ю., Беляковым А.С., Исаевым А.К., Комаровой Н.В., Климовым В.В., Лаховой Е.Ф., Пузановским А.Г., Апатенко С.Н., Наумовым О.Г., Предыбайловым В.М., Романчук А.И., Селивановым А.В., Соховым В.К., Титенко Б.М., Томовым А.Н., Травкиным Н.И., Шубиным А.В., Фоминым А.А., Щерчковым С.В., Южаковым В.Н., Шишловым А.В., Шелищем П.Б., Шаккумом М.Л., Яковлевой Т.В., Яшиным А.М., членами Совета Федерации Васильевым С.А.. Завадниковым В.Г.)

Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона № 348631-3 «О саморегулируемых организациях».

Проект федерального закона «О саморегулируемых организациях» направлен на реализацию единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Путем последовательного создания саморегулируемых организаций в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности, развития «самосознания» таких организаций государство будет вытесняться из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования. Законопроект направлен на реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности, усилению их ответственности перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников саморегулируемых организаций.
В законопроекте сформулированы общие правовые основы для создания в Российской Федерации системы саморегулируемых организаций, построенной на основе не конфликта интересов, а баланса интересов предпринимателей и государства. Поэтому саморегулирование оформляется как комплексное явление с особой системой взаимоотношений хозяйствующих субъектов друг с другом и с государством, которому присущи следующие цели:
поддержание высоких стандартов предпринимательской деятельности и деловой этики в отрасли;
создание альтернативных механизмов разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства;
снижение объема государственного регулирования деятельности субъектов саморегулирования.
Таким образом согласно законопроекту саморегулируемые организации являются посредником между предпринимателями и государством во всех основных процедурах административного взаимодействия, осуществляемого государственными регуляторами на соответствующих рынках.
Законопроект базируется на следующих основных принципах:
добровольного объединения субъектов предпринимательской деятельности в саморегулируемые организации;
последовательной активизации процессов дебюрократизации экономики и поддержки формирования в стране гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности.
В законопроекте предусматриваются формы контроля саморегулируемой организации за выполнением ее участниками в ходе осуществления ими своей предпринимательской (профессиональной) деятельности требований законодательства Российской Федерации и установленных саморегулируемой организацией правил и стандартов, а также дополнительные по сравнению с действующим законодательством механизмы ответственности участников саморегулируемых организаций перед третьими лицами.
В законопроекте подробно расписаны организационная структура, функции и полномочия органов управления и функциональных специализированных рабочих органов саморегулируемой организации.

В тоже время законопроект нуждается в доработке в части разграничения функций саморегулируемых организаций и органов исполнительной власти. Законопроект нуждается в более тщательной правовой и лингвистической проработке.
Учитывая изложенное, Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 348631-3 «О саморегулируемых организациях» в первом чтении с учетом необходимости доработки его положений ко второму чтению в соответствии с настоящим Заключением.

Председатель Комитета В.С.Плескачевский


23.09.2003