Заключение Правового управления Государственной Думыпопроектуфедерального закона
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
(1 чтение)
04257354.132 30.04.03 15:46
Комитет Государственной Думы
по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
По поручению Совета Государственной Думы
(пункт 89 протокола № 168 от 15 апреля 2003 года)
Заключение
по проекту федерального закона № 312588-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», внесенному Московской городской Думой (I чтение)
1. Поскольку предлагаемый законопроект вносит изменения и дополнения практически во все статьи Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», целесообразно в целях удобства пользования предлагаемые изменения и дополнения оформить в виде новой редакции Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» с одновременным признанием утратившим силу действующего Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».
2. В законопроекте не учтены изменения и дополнения, внесенные в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (далее – Основы) Федеральным законом, принятым Государственной Думой 9 апреля 2003 года и одобренным Советом Федерации 23 апреля 2003 года, в частности, отсутствуют изменения и дополнения в статью 1 Основ, не исключены слова «коммерческого», не предусмотрено, что размер жилых помещений определяется исходя из общей площади и др.
3. В определении понятия «договор найма жилого помещения» в ст. 1 Основ слово «временное» следует конкретизировать словами «в срок, не превышающий пяти лет» (см. ст. 683 ГК РФ).
4. Содержание понятия «жилище» полагаем целесообразным дополнить такими признаками как изолированность, пригодность для проживания, благоустроенностью применительно к условиям данного населенного пункта, соответствием санитарным и техническим требованиям, расшифровкой того, что может быть жилищем (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома) – (см. ст. 673 ГК РФ, ст. 40 ЖК РСФСР).
5. Предлагаемая часть вторая статьи 17 Основ не согласуется со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации, согласно которым установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют (владеют, пользуются и распоряжаются) муниципальной собственностью. Поэтому ни Правительство Российской Федерации, ни субъекты Российской Федерации не вправе определять долю муниципального жилья для продажи.
6. В предлагаемой статье 19 Основ необходимо слова «оплата жилья и коммунальных услуг» заменить словами «арендная плата» (см. статью 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Из этой статьи следует исключить часть шестую, так как случаи досрочного расторжения договора аренды по требованию арендодателя установлены статьей 619 ГК РФ.
7. В части второй предлагаемой статьи 20 Основ по сравнению с действующим порядком ущемляются права нанимателей в государственном и муниципальном жилом фонде по обмену занимаемых жилых помещений с собственниками жилых помещений, поскольку наниматели перестают быть стороной договора обмена. При этом положения статьи 20 не согласуются со статьями 47, 67, 71 и 119 ЖК РСФСР. Указанное изменение также усложнит проведение обмена. Кроме того, статья называется «Обмен жилых помещений», а в ней речь идет и о мене; Жилищный кодекс РСФСР регулирует только вопросы обмена жилых помещений.
В связи с вышеизложенным и учитывая, что применение действующей статьи 20 апробировано многолетней практикой, полагали бы целесообразным оставить ее в прежней редакции (за исключением требуемых редакционных уточнений).
8. Предлагаемая статья 21 Основ не согласуется со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой единственным основанием для заселения жилого помещения по договору социального найма является ордер.
9. Не являются предметом проекта понятия «кондоминиум», «товарищество собственников жилья», «застройщик», так как они установлены Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» (статья 1).
10. В абзаце третьем предлагаемой статьи 6 Основ следует иметь в виду то, что в гражданском законодательстве нет понятия «ограничение частной собственности по количеству, размерам и стоимости». В соответствии со статьей 131 ГК и Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежит право собственности на недвижимое имущество, в том числе жилые помещения.
11. В предлагаемой статье 8 Основ обращаем внимание на то, что данные вопросы регулируются в соответствии со статьями 7, 8, 24 Федерального закона «О товариществах собственников жилья».
12. Предлагаемая статья 9 Основ дублирует статью 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Обращаем внимание, что жилищный фонд «государственных или муниципальных предприятий, учреждений» не может быть передан в «хозяйственное ведение или оперативное управление» их правопреемников по следующим основаниям. В соответствии с ГК РФ (статьи 113-115, 120), Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления только унитарным предприятиям, учреждениям (на праве оперативного управления). Юридические лица иных организационных правовых форм (см. статьи 48, 66 и др. главы 4 ГК РФ) являются собственниками принадлежащего им имущества.
13. Предлагаемая статья 10 Основ не соответствует статьям 242, 243 ГК РФ, которые не предусматривают получения «согласия» собственника имущества на его изъятие. Рассматриваемые отношения не могут регулироваться «соглашением сторон», т.е. договором (см. окончание абзаца первого данной статьи проекта).
14. В части пятнадцатой предлагаемой статьи 1 Основ отождествляются термины «компенсация» и «субсидия». Следует иметь в виду, что бюджетное законодательство Российской Федерации не раскрывает содержание категории «компенсация», понимая вместе с тем под термином «субсидия» - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
15. Обращаем внимание, что финансовое законодательство Российской Федерации не оперирует категориями «государственный бюджет» и «финансово-кредитные льготы» (подпункты 4, 7 предлагаемой статьи 3 Основ).
16. Предлагаемые статьи 3, 25 и 27 Основ содержат положения о предоставлении льготных кредитов и ссуд от органов государственной власти, а также налоговых льгот в жилищной сфере. В этой связи полагаем, что в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации законопроект может быть внесен в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.
17. Статью 3 законопроекта предлагается исключить (см. постановление Государственной Думы от 27.09.2002 г. № 3093-III ГД).