Заключение Правового управления Государственной Думыпопроектуфедерального закона
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
(1 чтение)
09227354.130 07.10.03 14:46
Комитет Государственной Думы
по промышленности, строительству и наукоемким технологиям
Поручение Совета Государственной Думы
(пункт 10 протокола заседания № 178 от 08.09.03)
Заключение по проекту федерального закона № 312588-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», внесенному Московской городской Думой
(повторно к 1 чтению)
1. Поскольку законопроектом изменения и дополнения вносятся в большинство статей (в 18 из 28) вышеназванного Закона целесообразно, по сложившейся юридической технике и для удобства пользования Законом, предлагаемые изменения и дополнения оформить в виде новой редакции Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики» с одновременным признанием утратившим силу действующего Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» (далее – Основы).
2. Статья 1 Основ (пункт 2 статьи 1 проекта) дополняется частью о жилищном фонде коммерческого использования, жилые помещения в котором должны предоставляться по договору коммерческого найма. Данная норма противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, где глава 35 посвящена договору найма жилого помещения и в ней нет понятия договора «коммерческого» найма. Согласно же статьи 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. В этой связи указанную норму проекта предлагается исключить. Аналогичное замечание касается и новой редакции статьи 14 Основ (пункт 12 статьи 1 проекта).
3. В новой части четвертой статьи 1 Основ (пункт 2 статьи 1 проекта) и в предлагаемых изменениях статьи 11 Основ (пункт 9 статьи 1 проекта) необходимо указать, о какой площади жилища идет речь – об общей или жилой, поскольку без этого уточнения применение Закона вызовет осложнения.
Аналогичное замечание относится и к изменениям, вносимым в статью 16 Основ (пункт 13 статьи 1 проекта); здесь же следует уточнить, что надо понимать под «дополнительной площадью», так как из статьи слово «жилая» исключается.
4. Законопроектом (абзац 16 пункта 2 статьи 1) предлагается дополнить статью 1 Закона Основ определением договора найма жилого помещения. Поскольку определение понятия названного договора уже дано в статье 671 Гражданского кодекса РФ, постольку указанный абзац подлежит исключению как излишний.
5. Бюджетное законодательство Российской Федерации не оперирует понятием «государственный бюджет». Поэтому редакцию пункта 3 статьи 3 Основ (пункт 4 статьи 1 законопроекта) следует согласовать со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
6. Пунктом 5 статьи 1 проекта предлагается изменить редакцию части 3 статьи 6 Основ. При этом изменения не учитывают положения статьи 131 Гражданского кодекса РФ, согласно которой регистрации подлежит не частная собственность на недвижимое имущество, а само недвижимое имущество или права на него.
7. В абзаце 5 пункта 6 статьи 1 проекта слова «государственной собственности субъектов Российской Федерации» следует заменить словами «собственности субъектов Российской Федерации», что будет соответствовать терминологии, используемой в статье 214 и других Гражданского кодекса РФ.
8. В отношении изменений, вносимых в статью 9 Основ (пункт 8 статьи 1 проекта), необходимо отметить, что жилищный фонд государственных и муниципальных предприятий и учреждений не может быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление их правопреемникам - юридическим лицам иных организационно-правовых форм по следующим основаниям. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (статьи 113-115, 120), Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество может принадлежать на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления только унитарным предприятиям, а учреждениям - на праве оперативного управления. Юридические лица иных организационно- правовых форм (см. статьи 48, 66 и другие главы 4 Гражданского кодекса РФ) являются собственниками принадлежащего им имущества.
9. В новой редакции статьи 14 Основ (пункт 12 статьи 1 законопроекта) следует уточнить, что жилые помещения, о которых идет речь в названной статье, предоставляются во временное владение и пользование по договору найма жилого помещения, в порядке и на условиях, установленных гражданским законодательством (см. главу 35 Гражданского кодекса РФ).
10. В предлагаемой новой редакции части второй статьи 16 Основ (абзац 4 пункта 13 статьи 1 проекта) необходимо указать, что предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах по договору найма или купли-продажи проживающим в этих квартирах гражданам допускается лишь при их согласии заключить такие договоры.
Кроме того, слова «по договору найма» противоречат статье 672 ГК РФ, согласно которой в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения должны предоставляться соответственно только по договору социального найма. Статья же 16 должна способствовать «ликвидации» коммуналок, а поскольку договор найма заключается на определенный срок, который в дальнейшем может быть не продлен (см. главу «Наем жилого помещения» ГК РФ), то квартира вновь станет коммунальной.
Полагаем также нецелесообразным замену названия статьи, так как термин «коммунальные квартиры» десятилетия употребляется в жилищном законодательстве, став для всех привычным и понятным.
11. Исходя из части третьей новой редакции статьи 17 Основ (пункт 14 статьи 1 проекта), в аренду юридическим лицам могут передаваться заселенные жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов с согласия проживающих в них. Данная норма противоречит статье 671 ГК РФ, в соответствии с которой в аренду могут сдаваться жилые помещения только для последующего предоставления их гражданам, то есть лишь незаселенные (свободные) жилые помещения. Поэтому из части третьей слова «заселенные жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов без согласия всех проживающих в них совершеннолетних граждан, а также» предлагается исключить.
12. Название статьи 20 Основ в новой редакции «Обмен жилых помещений» (пункт 16 статьи 1 проекта) не соответствует содержанию, поскольку в ней идет речь не только об обмене жилых помещений, но и об их мене. При этом непонятно, почему одинаковые по существу сделки с жилым помещением в одном случае будут называться обменом, а в другом – меной.
Кроме того, в отличие от действующей нормы, в части второй ее новой редакции умаляются права нанимателей жилых помещений, поскольку они перестают быть стороной договора, а процедура обмена (в проекте – мены) усложняется.
Поскольку государственный и муниципальный жилищные фонды относятся к различным формам собственности, то представляется, что в предлагаемой редакции статьи 20 Основ (пункт 16 статьи 1 проекта) не решен вопрос о порядке обмена жилых помещений, находящихся в государственном жилищном фонде, на жилые помещения, находящиеся в муниципальном жилищном фонде.
7. В новой редакции статьи 21 Основ (пункт 17 статьи 1 проекта) основанием для заселения жилого помещения по договору социального найма вместо ордера, как это установлено данной статьей Основ и статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, предлагается считать договор социального найма жилого помещения. Однако непонятно, зачем меняются десятилетиями действующие указанные нормы ЖК РСФСР и Основ; нет обоснования этому и в пояснительной записке к законопроекту.