О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
(первое чтение)
Проект федерального закона № 312588-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" Комитетом рассмотрен.
Основной целью законопроекта его авторами провозглашено приведение ряда норм Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 15 мая 2001 года № 54-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 мая 2002 года № 55 ФЗ " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В связи с этим в законопроекте предлагаются уточнения ряда положений Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", дается новая редакция отдельных его статей. Таким образом, рассматриваемый законопроект по своему характеру является юридико-техническим актом, призванным устранить, по мнению его авторов, несоответствия между действующими нормами в системе гражданского и жилищного законодательства.
Однако проведенный анализ показывает, что в концепцию законопроекта изначально заложена цель, преследующая не только юридико-технической "чистку" Закона Российской Федерации "Об основах жилищной политики", но и включение в него норм, существенно изменяющих его содержание. Комитет считает, что эти нормы, однако, в большинстве своем не согласованы с Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими законодательными актами.
Так, статья 10 законопроекта повторяет редакцию соответствующей статьи Закона Российской Федерации "Об основах жилищной политики", устанавливающей, что принудительное изъятие недвижимости в жилищной сфере без согласия собственника не допускается. Данное положение не только алогично по своей сути, но и противоречит нормам главы 15 Гражданского кодекса, по определению не предусматривающих "согласие" собственника имущества на его изъятие.
Статьи 7 и 9 законопроекта нуждаются в приведении в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающими различие в правовом статусе государственных и муниципальных унитарных предприятий в зависимости от того, на чем основаны такие предприятия - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Статья 21 законопроекта, определяя основания заселения жилого помещения по договору социального найма, исключает ордер из перечня этих оснований. Однако такое нововведение противоречит статье 47 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которой основанием для заселения по договору социального найма является ордер.
Статья 25 законопроекта устанавливает право граждан получать от органов государственной власти льготные кредиты, ссуды и государственные гарантии на строительство или приобретение жилья. Данное положение противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, согласно которому бюджетные кредиты, ссуды и государственные гарантии физическим лицам не предоставляются (статьи 6, 117 Кодекса).
Приведенное в статье 1 законопроекта определение договора социального найма жилого помещения не согласуется с определением договора социального найма, которое дано в недавно принятом Федеральном законе от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Комитет согласен также с замечаниями, высказанными на законопроект в официальном отзыве Правительства Российской Федерации и заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Кроме конкретных замечаний к законопроекту, имеется и замечание общего свойства. Проект рассматриваемого федерального закона внесен Московской городской Думой в Государственную Думу, по мнению Комитета, крайне несвоевременно: в период, когда Правительством Российской Федерации запланировано внесение в Государственную Думу новой редакции основного кодификационного акта в жилищной сфере - Жилищного кодекса Российской Федерации (проект рассмотрен на заседании Правительства 17 апреля 2003 и должен быть внесен в Государственную Думу в ближайшие месяцы). Кроме того, 6 мая 2003 года принят законодательный акт, регулирующий важнейшие отношения, возникающие в жилищной сфере - Федеральный закон № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
На этом законотворческом фоне рассмотрение и принятие в данный момент закона юридико-технического содержания представляется Комитету шагом поспешным и непродуктивным.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона № 312588-3 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики".