Официальный отзыв Правительства РФ




ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

на проект федерального закона № 312588-3 "О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной политики", внесенный
в Государственную Думу Московской городской Думой

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект указанного федерального закона.
Отдельные положения проекта подлежат приведению в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
Так, содержащееся в новой редакции статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 2 статьи 1законопроекта) определение понятия "договор найма жилого помещения" следует привести в соответствие со статьей 671 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая не содержит в качестве условия договора найма жилого помещения упоминание о размере занимаемого помещения; определение понятия "договор аренды жилого помещения" необходимо изложить с учетом положений статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ряд положений новой редакции статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 2 статьи 1 законопроекта) не согласуется с нормами Федерального закона
от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", в частности, содержащиеся в указанной статье определения понятий "договор социального найма жилого помещения" и "компенсация (субсидия)".
Определение понятий "договор социального найма", "квартира коммунального заселения (коммунальная квартира)", "договор аренды жилого помещения", приведенные в новой редакции статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 2 статьи 1 законопроекта), необходимо согласовать с новыми редакциями статей 14,
16, 19 указанного Закона (пункт 4 статьи 1 законопроекта).
Название новой редакции статьи 11 Закона Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 4 статьи 1 законопроекта) надлежит привести в соответствие с ее содержанием.
Представляется целесообразным включить в новую редакцию статьи 2 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 2 статьи 1 законопроекта) определение понятия "жилое помещение", которое употребляется в ряде новых редакций статей указанного Закона, в частности, в статьях 7, 13, 16, 18, 20, а также предусмотреть в законопроекте норму, устанавливающую критерии пригодности жилища для проживания.
Предусмотренное в новой редакции статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 2 статьи 1 законопроекта) определение понятия "жилище", требует тщательной доработки.
Новые редакции статей 7 и 9 Закона Российской Федерации
"Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 3 статьи 1 законопроекта) необходимо привести в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, устанавливающим различие в правовом положении государственных и муниципальных унитарных предприятий в зависимости от того, основаны такие предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Представляется нецелесообразным воспроизводство в новой редакции статьи 8 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 3 статьи 1 законопроекта) содержания статей 7 и 24 Федерального закона "О товариществах собственников жилья".
Изменение, вносимые в статьи 13 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 4 статьи 1 законопроекта), предусматривающие исключение ордера из числа документов, являющихся основанием (в настоящее время единственным) для вселения в жилое помещение по договору социального найма, является преждевременным.
Новую редакцию статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 4 статьи 1 законопроекта) необходимо привести в соответствие со статьями главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. В частности, часть шестая новой редакции статьи 19 указанного Закона противоречит пункту 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому расторжение договора аренды по требованию арендодателя может иметь место в случае невнесения арендатором арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа.
В действующей редакции части второй статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" регулируются вопросы обмена жилого помещения, занимаемого по договору найма, на жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности. Данная норма в новой редакции статьи 20 указанного Закона (пункт 4 статьи 1 законопроекта) отсутствует.
Новую редакцию статьи 23 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 5 статьи 1 законопроекта) необходимо привести в соответствие со статьей 4 Федерального закона
"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" и со статьей 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из новой редакции статьи 25 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" (пункт 5 статьи 1 законопроекта) следует исключить положения о предоставлении гражданам органами исполнительной власти льготных кредитов, ссуд и государственных гарантий на строительство или приобретение жилья в связи с тем, что предлагаемые нормы вступают в противоречие со статьями 6 и 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которыми не предусматривается предоставление бюджетных кредитов, ссуд и государственных гарантий физическим лицам.
Необходимо уточнение положений новых редакций статей 26 и 27 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"
(пункт 5 статьи 1 законопроекта), в которых понятие "законодательный акт" в соответствующем падеже заменено понятием "законодательство".
В законопроекте не учтены изменения, внесенные в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" Федеральным законом от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг".
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации В.Христенко


02.06.2003